Большое количество наблюдений и психологических исследований массового стихийного поведения позволили вывести следующую условную классификацию. Окказиональная толпа (от англ. occasion - случай) - множество людей (зеваки), собравшихся по поводу неожиданного уличного происшествия. Доминирующая эмоция - любопытство. Конвенциальная толпа (от англ. convention - условность) собирается по поводу заранее объявленного события: митинг, концерт рок-группы, футбольный матч и т. д. Здесь преобладает более организованный интерес, и люди до поры до времени (пока сохраняют качества конвенциальной толпы) готовы следовать определенным условностям (конвенциям). Здесь доминирует более направленный интерес. Толпу не следует путать с публикой, собирающейся в драмтеатре, опере, консерватории! Рещающее различие - в исходных психологических установках. Соответственно, различны сценарии вероятного развития событий и необходимые меры предосторожности со стороны организаторов мероприятия. Экспрессивная толпа (от англ. expression - выражение), ритмично выражающая ту или иную эмоцию: радость, энтузиазм, протест и т. д. Доминирующие эмоции здесь могут быть различны, главная характеристика - ритмичность выражения. Экстатическая толпа (от англ. ecstasy) - экстремальная форма экспрессивной толпы. Достигшие экстаза люди самозабвенно истязают себя цепями, рвут на себе одежду, танцуют до изнеможения, подчас смертельного, не в силах остановиться, и т. д. Действующая (active) толпа - наиболее опасная разновидность, в рамках которой в свою очередь можно выделить следующие подвиды: - агрессивная толпа. Доминирующая эмоция - ярость, злоба по отношению к объекту; - паническая толпа. Доминанта - страх, ужас, стремление у каждого индивидуально избежать реальной или воображаемой опасности; - стяжательная толпа - люди, вступившие в неорганизованный конфликт за обладание некоторой ценностью. Доминанта - жадность, жажда приобретения. В конкретных ситуациях может сопровождаться страхом, злобой или обожанием; - повстанческая толпа по ряду признаков сходна с агрессивной, однако отличается от нее социально справедливым характером возмущения. Практически это выражается тем, что при наличии фиктивного организующего звена в повстанческую толпу может быть внесено организационное начало. Известны случаи, когда повстанческую толпу в конечном счете удавалось организовать в эффективную группу. Следует обратить особое внимание на то, что приведенная классификация достаточно условна. В практическом плане главное качество толпы - превращаемость. А именно: коль скоро толпа образовалась, она способна сравнительно легко превращаться из одного вида (или подвида) в другой. Такие превращения могут происходить спонтанно, т. е. без чьего-либо сознательного намерения, но могут быть спровоцированы умышленно. На использовании свойства превращаемости по большей части основаны приемы правления и манипуляции толпой с теми или иными целями. Конкретный человек, будучи в толпе, в своем поведении проявляет такие формы активности, как инстинкты, навыки и осознанные действия. Инстинкты представляют собой врожденные модели поведения, /детерминированные биологически и задающие направление энергии поведения. Проявление инстинктов человека в толпе включает такие_формы активности как все автоматизмы в поведении (дыхание, передвижение), а также более сложные врожденные действия связанные с самосохранением, эмпатией, любознательностью, контактностью, агрессивностью, и множество других. Здесь сочетаются как осознаваемые, так и бессознательные инстинкты. Под влиянием различных, прежде всего фрустирующих факторов более активно, чем вне толпы, проявляются жестокость, насилие, агрессия, как инстинктивные формы поведения. Однако помимо агрессии фрустрация вызывает и другие, также инстинктивные реаккции: апатию, регрессию, подчинение и избегание. В политике все эти поведенческие проявления трактуются как реакция на события или обстоятельства, в которых действуют суоъекты поведения под влиянием массового влияния. Солидарность - это также одна из инстинктивных форм поведения участников массовых событий, которые способны не только соперничать друг с другом, но и сотрудничать. В основе проявления солидарности в политике лежит идентификация людей с определенной частью толпы, группы, позволяющая объединить усилия части участников по достижению своих целей и интересов. Не описывая многочисленные формы проявления инстинктов в политике, заметим, что в целом истинкты охватывают все бессознательные, иррациональные, чувственные формы поведения как отдельного человека в толпе, так и организованных групп, стихийные выступления масс. Второй формой массового поведения являются навыки. Говоря о политических навыках мы имеем в виду готовность и способность выполнять свои роли и функции любым участником массового события. Здесь сказываются выработанные привычки, влияние уровню политической культуры, стереотипы, являю-щиеся следствием повторения определенных политических действий, которые усваиваются как результаты массового поведения. Приобретенные навыки участия в массовых мероприятиях позволяют их участникам адаптироваться и более осознанно вести себя в новых массовых акциях. В последние годы многие россияне приобрели такие новые политические навыки участия в забастовках, голодовках, несанкционированных захватах зданий, пикетах и многих других формах стихийного поведения, о которых ранее знали лишь понаслышке. Осознанные действия как наиболее сформированные поведенческие акты в неорганизованной массе. Главной характеристикой, отличающей их от двух предыдущих, является выраженное целеполагание. Благодаря им привносится осознанный характер стихийному поведению. Понятно, что массовое стихийное поведение отличается спонтанным характером, но .в силу осознанных действий лидеров и многих участников приобретает определенную направленность. Причинная зависимость характера стихийного массового поведения определяется и ориентируется на внешнюю среду, посылающую стимулы субъекту поведения; потребности индивида или группы, участвующей в массовых мероприятиях, в которых обязательно проявляются элементы стихийного поведения; мотивы, которыми руководствуется субъект, установки, ценности, ориентации, убеждения и цели субъекта; личностные особенности роли, стиля межличностных отношений, собственно действия и поступки, обратную связь между поведением и условйями его сформировавшими.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Виды толпы» з дисципліни «Політична психологія»