ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Психологія » Політична психологія

Масса
Для более полного и гармоничного представления идей, связанных с понятиями политической элиты, ее властным участием в общественном управлении необходимо знать особенности психологии поведения больших социальных групп. Массы (иногда “толпа”) - понятие, связанное с обозначением альтернативных по отношению к элитным стратам социальных общностей, определяемых по количественному основанию.
Имя основателя социальной психологии XX века Г. Лебона (1841-1931) ассоциируется с его предсказанием о наступлении “эры масс”. Он считал, что любое скопление людей представляет собой “массу” (толпу). Главной ее чертой является отсутствие способностей к наблюдению, анализу, самоконтролю. В силу волевой неразвитости и низкого умственного уровня больших людских масс ими управляют бессознательные инстинкты. В толпе утрачиваются личностная самостоятельность, критичность и способность здраво мыслить. Обезличивание человека в толпе приводит к несвойственным порой для него, импульсивным действиям, снижению контроля над страстями. Масса, по мнению Лебона, всегда по своей природе неупорядочена, хаотична - следовательно, ей нужен “вождь”, роль которого может выполнить элита.
У Лебона идея толпы соседствует с рассуждениями об элите. Он считает, что элита всегда стремилась проникнуть в тайны мыслительного процесса толпы-массы, поэтому практически все великие властители, выдающиеся государственные деятели, будучи, как правило, бессознательными психологами, инстинктивно чувствовавшими настроения людской толпы, могли навязывать свою волю, повелевать именно благодаря своим качествам.
Французский социолог и криминолог Г. Тард (1843- 1904) вошел в историю мировой науки как один из основателей психологического направления исследований общества, создатель концепции социальной детерминации поведения как отдельных личностей, так и больших групп. Он считал, что открытый им закон “социального подражания” позволяет объяснять систему “внушения” порядка действий со стороны высших социальных звеньев в адрес низших. Благодаря подражанию, посредством внушения происходит усвоение индивидом тради- „ ... ций и ценностей, накопленных обществом. Вместе с тем, UW именно это порождает слепое повиновение масс авторитетам, сильным личностям, вождям, элите.
Г. Тард проводит анализ различных форм социального взаимодействия и пытается доказать, что их основу составляет ассимиляция индивидом установок, чувств других людей. Внушение извне и эмоции определяют характер внутренней (душевной) деятельности человека. Согласно Тарду, в обществе непрерывно происходит обмен внушениями, но, чтобы быть пригодным для жизни в этом обществе, человеку необходимо овладеть и умело пользоваться навыками правильного подражания. Тард серьезное внимание уделял поиску специфических психологических предпосылок формирования своеобразия отдельной личности в социальном окружении. Исследования механизма подражания стали основой создания специальной теории подражания.
Среди современных теоретиков психологии толпы следует отметить имя французского профессора Сержа Московичи. В своей монографии “Век толп”(1981) он подверг системному анализу существующие теории. Результатом стало появление следующих выводов:
1) массы представляют собой социальный феномен;
2) индивиды растворяются в массах под влиянием внушения (внушение - это обязательный принцип “состояния растворения”);
3) гипноз (гипнотическое внушение) понимается как модель поведения вождя масс [81. с. 177].
Этим положениям Московичи придает статус научных открытий, а психологической теории толпы ранг науки.
Данные положения конкретизируются следующими идеями:
1) толпа - это не скопление людей в одном месте, а человеческая совокупность, обладающая психологической общностью;
2) индивид действует сознательно, а масса, толпа - бессознательно, поскольку сознание индивидуально; коллектив же не обладает таким свойством;
3) масса, толпа консервативна, несмотря на поверхностную подвижность и, порой, революционность в действиях. Низвержение и реставрация низвергнутого - одинаково возможные действия в состоянии гипноза и ностальгического сожаления о прошлом;
4) масса, толпа легко доверяет себя вождям, обосновывая свой выбор не их силой или доводами, а завораживающей возвышенностью простых идей и авторитетом;
5) для массы(толпы) серьезное значение имеет пропаганда, порой иррациональная, но способная ее подвигнуть на преодоление всяческих препятствий;
6) для успешной реализации своих функций политика должна внедрять и постоянно поддерживать в сознании масс (толпы) возвышенные идеи. Сформированные коллективные образы, как положительного, так и отрицательного характера, имеют свойство продуцировать образы действий.
С. Московичи принадлежит идея разработки мас-сологии - науки о поведении толпы, взаимоотношении лидеров с толпой, элиты с остальной массой. Он отмечает, что масса боготворит и прославляет своих лидеров-избранников, приписывает им порой не существующие качества, наделяет их всемогуществом и всеведением, благоговейно служит своим повелителям. Доводя их до состояния полубогов, когда речи всегда истинны, действия справедливы, масса создает систему абсолютной защищенности лидеров от критики, оппонирования, и уже система автоматически и универсально начинает управлять породившей ее массой.
Безусловно, Московичи прав и в таких утверждениях, что масса, толпа без управления (силой авторитета, авторитетом силы, законами юридическими или нравственными) становится агрессивно-разрушительной, даже жестокой в оценках и действиях. Свергая прежних кумиров, может неукротимо и слепо доводить ситуацию до критической или даже катастрофической.
В этом смысле диапазон отношения масс к элите достаточно широк: от фанатизма в вере харизме лучших и избранных до полного отрицания прав на свободу слова, участие в управлении обществом, политическими процессами. Наилучшими вариантами являются те, которые благодаря признанию масс позволяют политической элите легитимно быть включенной в политическую систему, тиражировать свои действия, свою роль в политических событиях как образцовые и достойные уважения. Вместе с тем, здоровое недоверие масс к политической элите закономерно и оправдано. Конструктивность это- _ _ го в том, что посредством спроса, критики и гласного отбора уменьшается возможность сосредоточения в руках узкого крута лиц всей полноты власти, существует возможность ухода от автократии и деспотии.
Проблема легитимности политических элит связана с проблемой их открытости и обновляемое. Это - важный элемент, свидетельствующий об открытости общества, наработанности его демократических механизмов, высоком уровне социальной мобильности. Одна из характерных черт подлинно демократической системы - наличие возможностей для каждого гражданина войти в политическую элиту. Соответственно, закрытые, непрозрачные элиты - показатель и элемент закрытости общества, жестко структурированной социальной сетки. Но автоматической зависимости между открытостью общества и легкой доступностью прихода в политическую элиту быть не может. Остаются важными, “фильтрующими” аргументами в этом процессе аргументы критериев отбора в состав элиты.
Обновление политических элит условно можно различать по двум принципа: принцип гильдийный и принцип антрепренерский. Первый (гильдийный) основан на законах закрытых систем, когда подбор, перестановка, замена, выдвижение персон, играющих ту или иную роль в системе, осуществляется при минимальном допуске в нее посторонних представителей. Приход последних сопровождается большим количеством искусственно созданных ступеней проверки, обязательным является соблюдение отработанного в системе перечня требований. Второй (антрепренерский)основан на принципе открытой конкуренции за пост, правилах “рыночного” соперничества товара, которым выступает специалист-управленец, лидер со своей программой, партийный активист и т. п. Главным критерием выступает профессионализм.
Позитивность принципа гильдий - в стабильной устойчивости и прогнозируемое функционирования системы рекрутирования элиты. Достоинством антрепренерского принципа является гибкость, подвижность и открытость для вливания свежих кадров в политические структуры. Таким образом, в любом обществе существуют слои политических управленцев и обеспечивающие их деятельность социальные группы, которых мы относим к политической элите. Это достаточно немногочисленная часть общества, отличающаяся своими качествами как на индивидуальном, так и на групповом уровне. Она имеет свои психологические особенности как с точки
зрения формирования, так и с точки зрения организации и продуцирования продукта своей деятельности - политических решений, определения общественного климата и т. д. Психологическая и общественно-политическая детерминированность представителей политической элиты отражается на ходе формирования политической культуры общества. И наоборот, социальная среда оказывает свое влияние на менталитет политической элиты. Опираясь на упомянутые и другие научные теории, используя современную богатую методику социально-политических и психологических исследований, можно строить надежные, соответствующие требованиям времени концепции и модели формирования политической элиты России.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Масса» з дисципліни «Політична психологія»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: КАПІТАЛ ПІДПРИЄМСТВА ТА ЙОГО ЕКОНОМІЧНА СУТНІСТЬ
Оцінка і управління кредитним ризиком
ДИЗАЙН, ЙОГО ОБ’ЄКТИ ТА ПРОГРАМИ
Аудит розрахунків з оплати праці
Где центр тяжести летящей ракеты?


Категорія: Політична психологія | Додав: koljan (07.02.2012)
Переглядів: 877 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП