Работа по профилактике ятрогений, психологогений, дидактогений и гестогений
С целью организации профилактики ятрогений, дидактогений, гестогений специалист психотерапевтического кабинета должен информировать персонал женских консультаций об их сути, причинах и механизмах возникновения. Он должен способствовать повышению их знаний в области деонтологии, психологии общения, перинатальной психологии. Необходимо обсуждать программы дородовой подготовки, координировать содержание и проведение занятий, осуществляемых разными специалистами, помогать сотрудникам женской 147
И. В. Добряков. «Перинатальная психология»
консультации в грамотном составлении учебных групп дородовой подготовки, обеспечить им возможность супервизии. Во время беременности у женщины, как правило, повышается тревога за состояние своего здоровья, так как она чувствует свою ответственность за новую жизнь – жизнь будущего ребенка. Это делает беременную более внушаемой, ранимой. К сожалению, не всегда эти особенности психики беременных принимаются во внимание специалистами, с которыми она вынуждена встречаться в связи с гестацией. Это обусловливает легкость возникновения или усиления имеющихся у женщин нервно-психических расстройств. К ятрогениям (греч. iatros – медик; genes – порождаемый) относятся нарушения, появившиеся в результате высказываний или/и действий медицинских работников, неблагоприятно воздействующих на психику беременных женщин. Чаще всего встречаются ятрогении, связанные с циничностью и грубостью медицинского персонала, с недостатком внимания к пациенткам, с игнорированием их психологических особенностей, с плохой организацией консультативных приемов, обслуживания беременных женщин. Женщина, ожидающая рождения желанного ребенка, особенно если это должно произойти впервые, ощущает себя особой, уникальной. Ее ранит, когда преднамеренно или невольно, нередко в довольно грубой форме, медицинские работники дают понять, что общение с ней – рутинная работа, а сама будущая мать – одна из многих. Длительные ожидания в коридоре профилактических осмотров, подчас в одной очереди с гинекологическими больными, переносятся мучительно. Безапелляционность высказываний по поводу выявивших нарушения результатов осмотра, анализов может вызвать стресс у беременной, если не проведена должная психологическая подготовка. Наряду с ятрогениями отмечаются и дидактогении (греч. didaktos – поучение; genes – порождаемый). К этой группе нарушений следует относить расстройства, возникающие у беременных не в связи с проведением профилактических или лечебных медицинских мероприятий, а в процессе и в связи с их обучением на курсах по подготовке к родам. Если курсы организованы правильно, то женщина обязательно получает на них информацию о том, что с ней и ее будущим ребенком происходит в разные периоды беременности, что и как будет происходить во время и после родов. Уже одно только получение грамотно поданной информации приводит к снижению тревоги, повышению уверенности в своих силах. Дефицит информации, ее отрывочность, малодоступность (например, изобилие непонятных медицинских терминов, теорий), а также натуралистические описания подробностей биомеханизма родов, возможных осложнений, напротив, приводят к усилению тревоги. Недостаточно учитывается при обучении разный уровень образования женщин, их способность усвоить предлагаемый материал. Неудачно составленные программы занятий приводят к чрезмерному повышению тревоги у одних женщин, к необоснованному эйфорическому отношению к предстоящим родам у других. Некоторые программы дородовой подготовки женщин, используя повышенную внушаемость беременных, приводят их к мысли о необходимости строго придерживаться не всегда научно обоснованных особого образа жизни, особых диет и применения очень дорогих пищевых добавок. Существуют программы, искусственно повышающие религиозность женщин, делающие их суеверными. В процессе занятий к дидактогениям может приводить прямое или косвенное внушение женщинам, что роды могут пройти благополучно только в случае строгого исполнения рекомендаций. Жестко оговариваются: • место (например, в домашних условиях или только в определенном родильном доме); • способ родоразрешения (например, роды в воду, категорическое отрицание стимуляции, оперативных вмешательств); • лица, в присутствии которых женщина будет рожать (муж, знакомая акушерка); 148
И. В. Добряков. «Перинатальная психология»
• только совместное пребывание с ребенком после родов и т. п. Подобные рекомендации иногда конструктивны, иногда нет, но если они не предполагают иных вариантов, малейшее отклонение от плана (а ситуация может требовать этого) вызывает у женщины стресс. Грамотное проведение дородовой подготовки позволяет во многом снизить риск осложнений течения беременности и родов. Ятрогении и дидактогении нередко связаны с отсутствием дифференцированного подхода при формировании групп дородовой подготовки, в результате чего вместе оказываются беременные женщины, состоящие в счастливом браке и не имеющие мужа, здоровые и имеющие осложнения в течении беременности, имеющие скрытые или явные невротические симптомы и т. д. При этом нередки также явления гестогений (лат. gestatio – беременность; греч. genes – порождаемый), возникающих при неблагоприятном влиянии беременных женщин друг на друга. Поэтому одной из форм психопрофилактической работы является скрининг-диагностика, проводимая с целью грамотного формирования групп дородовой подготовки и выявления женщин, нуждающихся перед направлением в такие группы в консультации психолога, а возможно, и в психокоррекционной или психотерапевтической помощи.
149
И. В. Добряков. «Перинатальная психология»
Психопрофилактическая работа, связанная с выявлением среди беременных групп риска по нервно-психическим расстройствам Определение у беременных женщин предрасположенности к нервно-психическим расстройствам, выделение их в группу риска и своевременное оказание им психологической помощи является важным психопрофилактическим мероприятием. Наиболее эффективным способом выявления этих женщин является скрининговое обследование всех встающих на учет в женской консультации беременных. Применяемая при этом методика не должна быть трудоемкой, инструкция должна быть простой и понятной, обследование не должно занимать много времени, иметь теоретическое обоснование. Этим условиям в основном отвечает тест отношений беременных (ТОБ) (см. главу 5). Определение типа ПКГД позволяет разобраться в том, как складываются отношения в семье в связи с беременностью, условно разделить женщин на три группы. Первая группа включает в себя практически здоровых беременных женщин, находящихся в состоянии психологического комфорта, имеющих оптимальный тип ПКГД. Вторая группа может быть названа «группой риска». В нее следует включать женщин, имеющих эйфорический, гипогестогнозический, иногда тревожный типы ПКГД. У них отмечается повышенная вероятность развития нервно-психических нарушений, соматических заболеваний или обострения хронических расстройств. Третья группа состоит из женщин, также имеющих гипогестогнозический и тревожный типы ПКГД, но выраженность их клинических проявлений значительно больше, чем у представительниц второй группы. Сюда следует включать всех, имеющих депрессивный тип ПКГД. Многие беременные женщины из этой группы обнаруживают нервно-психические расстройства различной степени тяжести и нуждаются в индивидуальном наблюдении и лечении у психотерапевта или психиатра. Скрининговый тест отношений беременной дает возможность судить о типе психологического компонента гестационной доминанты, основываясь на результатах исследования значимых отношений беременной. Тест позволяет выявлять предрасположенность к нервно-психическим нарушениям у беременных женщин на ранних этапах их развития, связанную с особенностями семейных отношений, и ориентировать врачей и психологов на оказание соответствующей помощи. Своевременно и адекватно оказанная помощь не только улучшает ситуацию в семье, течении беременности и родов, но и является профилактикой недостатка грудного молока (гипогалактии) (греч. hypo – снижение; galactos – молоко), послеродовых невротических и психических расстройств. Изменения результатов тестирования, проведенного до начала семейной психотерапии и по ее завершении, можно использовать для оценки эффективности данной работы. Простота использования теста дает возможность внедрения его в практику работы женских консультаций. Рекомендуется проводить тестирование во втором и третьем триместрах беременности. Формирование групп дородовой подготовки должно проводиться с учетом результатов теста. Важно учесть, что ярко выраженные типы ПКГД встречаются нечасто. Даже если результаты обследования выявляют преимущественные предпочтения ответов, соответствующих шкале «оптимальный тип ПКГД», но женщина дает 1–2 ответа по другим шкалам, следует обратить на это внимание. Ведь знание того, с кем и каким образом нарушены отношения (например, депрессивная оценка отношений с мужем, тревожное отношение к ребенку и т. п.), очень важно. Оно поможет правильно строить беседу с бере150
И. В. Добряков. «Перинатальная психология»
менной, выявить причину и глубину нарушения отношений, найти пути помощи. Тест является скрининговым, поэтому не лишен недостатков. Его результаты приблизительны. Они могут быть искажены попыткой женщин давать социально желательные ответы. Однако эти случаи при некотором опыте достаточно легко обнаружить. Они проявляются как частым преобладанием ответов, соответствующих шкале эйфорического типа, так и диссонансом поведения, реакций женщины с полученным результатом. В этих случаях беременной женщине также показана психологическая консультация для углубленного обследования. Можно также применять ТОБ для определения эффективности курсов дородовой подготовки, проводя его до начала проведения курса и после его завершения и сравнивая результаты. Не рекомендуется проводить тестирование чаще одного раза в месяц.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Работа по профилактике ятрогений, психологогений, дидактогений и гестогений» з дисципліни «Перинатальна психологія»