Значение психологического сопровождения и поддержки женщины и членов ее семьи, переживающей и пережившей потерю беременности (ребенка), велико. Как уже упоминалось, в социуме существует недооценка значимости перенесенной утраты, незнание особенностей переживания горя вообще и переживания горя вследствие утраты беременности и ребенка в частности. В европейской культуре предписывается и одобряется определенный стиль поведения, когда человек, перенесший потерю близкого, проявляет стоицизм, сдержанность эмоций, но в то же время в течение некоторого времени выдерживает траур. Этому способствуют светские и религиозные ритуалы прощания, похорон, соблюдения особых дней и годовщин. В отношении утраты беременности этого практически не существует. Во многих случаях захоронение продуктов зачатия или тела невозможно. Чаще всего умершего ребенка скрывают от матери, считая, что это принесет дополнительный стресс, и если тело передается родственникам для захоронения, это делается в отсутствие матери. В медицинской практике постсоветского пространства каких-либо алгоритмов сопровождения женщины в процессе или сразу после утраты беременности и ребенка, к сожалению, не выработано. В медицинской практике западных стран основная роль в сопровождении эмоциональной реакции на потерю отводится среднему медицинскому персоналу, прошедшему соответствующую подготовку. Психолог и психотерапевт рассматриваются как специалисты, работающие с патологической ситуацией. Консультирование потери предполагает сопровождение нормального течения процесса горя. Медперсоналу предписывается быть внимательными к нуждам семьи, переживающей утрату. В остром периоде основная задача сопровождения перинатальной утраты в медицинском учреждении сводится к помощи в актуализации утраты и осознания ее реальности, в выражении эмоций по этому поводу. Этому способствует включение в протокол сопровождения пациентки специфических действий для оказания поддержки ей и членам ее семьи, если только это не вызывает резкого отвержения или не противоречит их религиозным принципам. Женщине предлагаются варианты процедур, о желательности или нежелательности которых ее предупреждают. В частности, по возможности не рекомендуется сильное обезболивание или наркоз в случае ведения родов мертвым плодом. Женщина на чувственном уровне должна пройти через процесс родов, чтобы завершить гештальт беременности и рождения ребенка. По желанию пациентки на родах может присутствовать кто-нибудь из родственников. Плод или содержимое матки сохраняется в течение некоторого времени до вскрытия или гистологического исследования для того, чтобы родители и другие близкие смогли увидеть, потрогать, оплакать и попрощаться либо убедиться, что ребенка увидеть нельзя. В течение некоторого времени после родов или кесарева сечения, когда у матери может быть выраженное шоковое состояние или не закончено действие наркоза, либо спустя несколько часов, если тело было в холодильнике, ребенка укрывают пеленками и поддерживают теплым под лампой до того момента, когда мать сможет взять его в руки. Прежде чем ребенка подадут родителям, их предупреждают об особенностях его внешнего вида, будь то следы мацерации, пороки развития или родовые повреждения. Взгляд на ребенка с аномалиями развития с точки зрения постороннего человека очень отличается от взгляда с точки зрения любящего родителя. Часто родители видят лишь красивые черты, в то время как деформированные части не имеют такого значения. Однако многие уродства, если это возможно, 138
И. В. Добряков. «Перинатальная психология»
лучше скрыть одеждой или пеленкой. Медработникам, возможно, придется поощрить родителей провести время с ребенком. Этот момент является одним из самых важных и эмоционально окрашенных при обсуждении проблемы с российскими медработниками и психологами. Практически в нашей стране матери редко предоставляют возможность увидеть мертвого новорожденного до вскрытия и попрощаться с ним. Практически никогда матери не показывают труп плода, погибшего в антенатальном периоде, со следами мацерации или пороками развития. Это делается с благой целью защитить мать от сильного эмоционального потрясения. Однако при этом не учитывается, что эмоциональное потрясение и так сильно, а фантазия часто оказывается страшнее реальности, и именно фантазии об ужасных пороках на теле своего ребенка могут преследовать женщину всю жизнь, а не картина истинных повреждений и уродств. П. Р. Секстон (P. R. Sexton) и С. Б. Стефен (S. B. Stephen) установили, что 100 % матерей, у которых младенцы родились со следами мацерации или с уродствами, посчитали положительным тот факт, что им удалось посмотреть на своих мертвых детей, подержать их, попрощаться… (Sexton P. R., Stephen S. B., 1991) Кроме того, возможность физического контакта и манипулирования с рожденным телом позволяет дополнить гештальт деторождения и выполнения своего родительского долга. По возможности родителям предлагается самим искупать ребенка, одеть в приготовленную заранее одежду. О ребенке говорят, называя его по имени, если родители дали его ему, в том грамматическом роде, который соответствует полу ребенка, если он идентифицируется. Такая персонификация придает дополнительную значимость утрате. Когда ребенок находится в терминальном состоянии и решается вопрос о снятии его с интенсивной поддержки жизнеобеспечения, родителям предлагается попрощаться с ним, предоставляя для этого достаточное время. Затем ребенок снимается с аппарата и под воздействием болеутоляющих средств снова передается родителям для того, чтобы они находились с ним до самого конца. Родители никогда не остаются без внимания со стороны медицинского персонала. Медсестра или социальный работник практически постоянно находятся рядом и по необходимости дают рекомендации или фасилитируют процесс (Workman E., 2001). Национальные, религиозные, культурные традиции, сопровождающие смерть, разумеется, влияют на течение процесса переживания горя, однако были сформулированы универсальные рекомендации, следование которым способствует оптимальному его течению (Kumar P., Angst D. B., Taxy J., Mangurten H. H., 2000). Они представлены в табл. 6. Таблица 6
139
И. В. Добряков. «Перинатальная психология»
В США, где важное место в жизни граждан занимает религия, медработникам предписано учитывать религиозные верования родителей, предлагая услуги священнослужителя соответствующей конфессии. Крещение терминального ребенка очень распространено и рутинно предлагается родителям христианских конфессий. Они сами выбирают, соглашаться им или нет. Часто помощь священника может быть необходимой не столько родителям, сколько другим родственникам. Кроме того, священники могут оказывать поддержку персоналу. Если же ребенок родился мертвым, то любой медицинский работник или сами родители могут произнести слова благословения, что записывается в специальный бланк, так же как и свидетельство о крещении. Эти документы отдаются родителям вместе с другими памятными предметами. Сбору этих памятных предметов, которые впоследствии должны напоминать о реальности существования ребенка, способствовать формированию светлых и теплых воспоминаний о нем и в конце концов интернализировать утрату, уделяется очень много внимания. Это могут быть идентификационные браслеты, отпечатки ступней и ладоней, запись антропометрических данных, открытки с соболезнованиями от персонала и близких, волосы ребенка, средства гигиены, которыми обрабатывалось тело, фотографии и те предметы, которые на них отображены. На фотографировании умершего ребенка нужно остановиться отдельно. Снимки делаются всегда, кроме тех случаев, когда этому противоречат религиозные верования родителей. Их выполняет либо сам консультант, либо специальный фотограф, и эти фотографии не демонстрируются никому, кроме консультанта и родителей. Часто родители вначале не дают согласия на фотографирование или отказываются забирать сделанные фотографии. Впоследствии абсолютное большинство из них востребуют фотографии своего ребенка. Бывает, что это происходит годы спустя, и персонал бережно и конфиденциально хранит снимки. Ребенок фотографируется одетым, рядом с ним укладываются какие-либо предметы: игрушки, цветы, поделки, символические предметы, которые потом также сохраняются родителями на память о своем ребенке. Обладание предметами, присутствующими на фотографии рядом с умершим, подтверждает реальность рождения ребенка и его смерти, способствует трудному процессу примирения с утратой. Часто родители, родственники выражают желание сфотографироваться вместе с мертвым ребенком, священником, осуществляющим крещение, медперсоналом. Это свидетельствует о признании реальности жизни и смерти ребенка ближайшим социумом. Консультант предоставляет родителям возможность для общения, осуществляет связи с необходимыми специалистами, приглашает родственников по желанию семьи, информирует и дает рекомендации по переживанию потери. 140
И. В. Добряков. «Перинатальная психология»
Он также продолжает поддерживать контакт с семьей уже после выписки, посещает похороны, навещает семью, обязательно делает контрольные звонки, во время которых беседует, интерпретирует «нормы» поведения, рассказывает об индивидуальных различиях, дает рекомендации по взаимодействию внутри семейной системы. Активную работу ведут группы поддержки, куда семья по возможности направляется. Встречи групп происходят один-два раза в месяц и имеют определенную тематику. Консультант по сопровождению утраты должен обладать достаточными навыками, чтобы вовремя определить отклоняющееся поведение кого-либо из членов семьи и направить его к специалисту в области терапии утраты. Кроме консультанта в команду специалистов входят социальные работники, поставщики ритуальных услуг, священнослужители. Обычно они придерживаются одинаковых теоретических взглядов на проблемы оказания помощи при перинатальной утрате. Таким образом, осуществляется длительная поддержка и мониторинг возможных отклонений. Специалист, выполняющий функции координатора, кроме администрирования осуществляет также и психологическую поддержку самого персонала, следит за взаимодействием, преемственностью в работе, на него также возложены задачи профилактики развития синдрома профессионального выгорания. Благоприятным фактором является также наличие в продаже, а также в виде раздаточного материала большого количества литературы и брошюр, содержащих информацию и рекомендации по переживанию практически любого вида утраты. Члены семьи, перенесшей перинатальную утрату, с терапевтической целью побуждаются к творческой деятельности: рисованию, музицированию, ведению дневника, сочинению стихов и пр. Кроме традиционных, проводятся различные ритуалы: посадка дерева, написание прощального письма, благотворительный взнос, зажигание свечи и т. п. В США ежегодно в октябре приводится марш в память об умерших младенцах, в котором могут принять участие не только члены семьи, но и друзья, медперсонал, работающий в этой области.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Психологическое сопровождение перинатальной утраты» з дисципліни «Перинатальна психологія»