Бондингом называется интуитивная незримая связь между ребенком и матерью, возникающая после рождения, благодаря которой они сохраняют общие границы и продолжают оставаться единым целым. При этом мать способна понимать невербальные сигналы ребенка, удовлетворять его потребности, снижать его сепарационную (базальную) тревогу и помогать адаптироваться в новых условиях. Проявления бондинга разнообразны. Так, младенцы, физически контактирующие с матерью в течение критического периода и далее разлученные с ней, положительно реагируют на ее запах (Schaal, 1980) и достоверно предпочитают в условиях выбора запах ее молока (Farlon М. С., 1976). Младенец в первые минуты жизни может фиксировать взгляд на лице матери и устанавливать с ней визуальный контакт в течение 10–15 секунд (Fants R., 1976). Новорожденный следит за лицом разговаривающей с ним мамы (Aranson Е., Rosenblum S., 1971), подражает ее мимике (Field Т., 1984; Moore K., Meltzoff А., 1975), отличает ее голос от других (Fisenberg, 1976). Женщины, проведшие со своими новорожденными не менее часа после родов, также способны узнавать их по запаху (Rassel М. J. с соавт., 1983). В 69 % случаев матери с повязкой, закрывающей глаза, узнают своих младенцев посредством тактильного контакта (Kainz М., Lapidot Р. и др., 1992). Узнают они своих детей и по крику (Morsbach, Bunting,, 1976), могут отличить их фотографии от других новорожденных (Kaitz М. с соавт., 1992). Следует подчеркнуть, что при разлучении ребенка с матерью в первые часы его внеутробной жизни описываемые феномены не возникают или выражены значительно слабее. Это крайне неблагоприятно отражается на формировании контакта в системе «мать – дитя», снижая уровень эмоциональной подстройки матери к младенцу, и в последующем может негативно отразиться прежде всего на психическом развитии ребенка. Лишение новорожденного физического, биологически адекватного контакта с матерью во время критического периода крайне отрицательно сказывается на формировании взаимоотношений в системе «мать – дитя» (Flake-Hobson С., Robinson В. Е., Sceen Р., 1993), может приводить к ухудшению работы зрительного анализатора, ориентировки в пространстве (Fants R., 1974). Несмотря на это, примерно до 1970-х гг. прошлого столетия в Западной Европе преобладала тенденция разлучения матери и ребенка сразу же после родов. В Советском Союзе, а также на постсоветском пространстве эта тенденция сохранялась еще дольше. Наши исследования показали, что разлучение младенца и матери сразу же после родов приводит к повышению у родильницы уровня тревоги, к формированию на этом фоне идей о возможности подмены ребенка на чужого, к трудностям становления лактации. Отрыв ребенка от матери, по нашему мнению, может расцениваться как насилие над новорожденным (Добряков И. В., Ледина В. Ю., Савельева С. О., Червова Е. И., 1997). С 1995 г. на базе родильного дома № 13 в Санкт-Петербурге проводились исследования, целью которых было сравнение различных моделей ухода за новорожденным и его матерью, которые помогли бы определить и научно обосновать преимущества и недостатки различных подходов. В исследовании участвовали 176 пар (мать – новорожденный), разделенные на восемь групп. Каждая группа должна была осуществлять определенные различными комбинациями уровни физической приближенности новорожденного к матери в течение первых двух часов после рождения. Варьировались контакт «кожа к коже» сразу после родов; пребывание одетого младенца на руках у матери после родов; разлучение матери с ребенком после родов, также дальнейшее разлучение матери и ребенка или их совместное пребывание в послеродовом отделении (Быстрова К. С., 2008). 116
И. В. Добряков. «Перинатальная психология»
Эффективность моделей оценивалась по успешности температурной адаптации младенцев, становления грудного вскармливания, а также по взаимодействию в системе «мать – дитя», которое тестировалось годом позже. Результаты исследования позволили сделать вывод, что наиболее благоприятным для ребенка является ранний и достаточно продолжительный кожный контакт с матерью. При этом в первые часы после рождения, благодаря механизмам импринтинга формируется взаимная регуляция в паре «мать – дитя», обеспечивающая качество диалога между ними в дальнейшем за счет развития способности ребенка регулировать свое эмоциональное состояние, а матери – понимать его. Ранний контакт кожа к коже ребенка и матери, осуществляемый сразу же после родов, успокаивает младенца, препятствует его переохлаждению, способствует переключению преобладающего в родах симпатического тонуса вегетативной нервной системы на парасимпатический. Раннее прикладывание младенца к груди способствует лактации у матери. Раннее разлучение ребенка с матерью после родов затрудняют адаптацию младенца к новым условиям жизни, становление его терморегуляции, делает ребенка более уязвимым. Совместное пребывание матери и новорожденного после их двухчасовой разлуки может скомпенсировать только механизмы становления лактации, но не механизмы становления саморегуляции ребенка (Быстрова К. С., 2008). Таким образом, исследование показало, что совместное пребывание матери и младенца сразу же после родов необходимо для того, чтобы она могла проявить свое стремление к заботе, что способствует успешному формированию бондинга. Мать младенца должна быть, говоря словами Д. В. Винникотта, достаточно заботливой. Он вводит понятие холдинга, включая в него все, чем является мать для своего ребенка и что она делает в течение того периода времени, когда она составляет с ним единую диаду, т. е. имеет с ним общие границы. С его точки зрения, для формирования холдинга женщине дается девять месяцев. Холдинг – важный фактор формирования гестационной доминанты, включающей изменение отношения женщины к себе беременной, к пренейту (а затем к младенцу). Именно он во многом определяет вариант формирующейся ПКГД. Одной из причин плохого холдинга может быть то, что их матери плохо справлялись с холдингом и передали своим взрослым дочерям свою материнскую неуверенность (Винникотт Д. В., 1994, с. 18). Самые крошечные дети чувствительны к тому, как их держат на руках, у одного они плачут, у другого затихают довольные (Винникотт Д. В., 1998), что отражает качество бондинга. Винникотт выделяет три ступени отношения новорожденного к миру. Первая ступень: живое существо, окруженное пространством; замкнут на себе, знает только себя. Вторая ступень: преодоление пространства – убеждается, что оно преодолимо, сгибая руки и ноги. Третья ступень: преодоление пространства при помощи матери, сохранение диады (с матерью перемещается). Винникотт отмечает, что новорожденный – безусловно человеческое существо, быстро становящееся индивидуумом (Винникотт Д. В., 1998, с. 51). В 6–7 месяцев он уже способен связать процесс выделения с процессом поглощения. Причем свою деятельность по выделению продуктов он уже воспринимает как неприятную, связанную с дискомфортом. Младенец нуждается в матери, чтобы избавиться от продуктов этой деятельности. Другой вид деятельности приятен, воспринимается как подарок. Винникотт подчеркивает, что каждому младенцу необходимо время, чтобы разобраться, в чем отличие «хорошего» от «плохого», и обрести уверенность в своей потребности избавиться от того, от чего нужно избавляться (Винникотт Д. В., 1998, с. 52). Мать интуитивно понимает нужды младенца и помогает ему справиться с ними. Обучение может осложнить эту тончайшую коммуникацию между матерью и ребенком, 117
И. В. Добряков. «Перинатальная психология»
затруднить формирование паттерна адекватного поведения постнатальной диады. Винникотт подчеркивает, что медсестры и доктора «не должны вмешиваться в чрезвычайно тонкий механизм отношений матери и ребенка» (курсив Винникотта), назначая клизмы, свечи, газоотводные трубочки, в которых, по его мнению, «практически никогда нет необходимости» (курсив Винникотта) (Винникотт Д. В., 1998, с. 52). Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что для формирования бондинга и становления холдинга совершенно необходимо не разлучать мать и ребенка после родов. Бондинг и холдинг создают благоприятную среду для возникновения протодиалога матери и ребенка, способствуют естественному вскармливанию.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Бондинг и холдинг» з дисципліни «Перинатальна психологія»