ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Психологія » Дослідження в психології: методи і планування

Оперантное обусловливание
Скиннер более всего известен своими исследованиями, посвященными оперантно-
му обусловливанию — «процессу, при котором частота появления определенных
поведенческих актов изменяется последствиями данного поведения» (Reynolds,
1968, р. 1). Это значит, что когда поведение появляется в конкретной ситуации, оно
вызывает определенные последствия. Если это последствия положительные, то по­
ведение будет иметь тенденцию к возобновлению, когда индивидуум окажется в та­
кой же ситуации. Негативные последствия, в свою очередь, снижают вероятность
появления определенного поведения в будущем. Если вспышка раздражения у ре­
бенка «сработала» (т. е. привела к получению игрушки), возникнет тенденция к ее
повторению, а если «не сработала», то такой тенденции не возникнет. Обратите вни­
мание, что в определении используется выражение «частота появления». Скиннер
считал, что в экспериментальном анализе поведения единственной зависимой пере­
менной, стоящей изучения, является частота реакции. Если целью психологии яв­
ляется предсказание поведения и управление им, а по Скиннеру, это единственно
важная цель, тогда нас будет интересовать только, появляется или нет определенный
тип поведения и как часто он появляется в единицу времени.
Таким образом, по Скиннеру, характерное для нас поведение управляется ок­
ружающими условиями нашей жизни. По мнению этого ученого, чтобы предска­
зать поведение или управлять им, все что требуется — это «определить три вещи:
1) ситуацию, в которой возникает реакция, 2) саму реакцию и 3) подкрепляющие
последствия. Взаимосвязь между ними — это ситуативное подкрепление» (Skin­
ner, 1969, р. 7).
В лабораториях оперантное обусловливание чаще всего изучают с помощью
прибора, называемого «проблемным ящиком Скиннера». На рис. 11.7 показана
типичная камера для исследования крыс. Крыса нажимает выходящий из стены
рычаг. Положительным последствием является попадание в кормушку пищи, что
увеличивает вероятность повторного нажатия рычага крысой. Отрицательным
последствием может быть короткий электрический разряд, подаваемый на решет­
ку пола и уменьшающий вероятность нажатия рычага в будущем. Экспериментальный анализ поведения 3 9 3
Рис. 1 1 . 7 . Оперантная камера с кумулятивной записью для изучения крыс
Когда рефлекс нажимания рычага выработан, можно начать управлять им с
помощью стимулов окружения, таких как лампочка, расположенная прямо над
рычагом. Если кусочки еды появляются после нажатия рычага только при горящей
лампочке, животное быстро научается проводить простую дифференциацию: на­
жимать при включенной лампочке и не нажимать при выключенной. На скинне-
ровском языке условий подкрепления зажженный в камере свет означает «ситуа­
цию, в которой возникла реакция», «сама реакция» — это нажатие рычага, а кусоч­
ки еды — это «подкрепляющие последствия».
Частота нажатий рычага регистрируется прибором, называемым «кумулятив­
ным записывающим устройством». На рис. 11.8, а изображен такой прибор в дей­
ствии. Бумага поступает в прибор с постоянной скоростью, что позволяет отмечать
время на оси X. Перо самописца передвигается но бумаге на определенное рассто­
яние каждый раз, когда животное нажимает на рычаг. Если за реакцией следует
подкрепление, перо чертит короткую вертикальную линию. Когда перо доходит до
края бумаги, оно возвращается на исходную позицию и начинает процесс сначала.
Второе перо отмечает такие события, как включение и выключение света. Частоту
реакции легко оценить по наклону появившейся кривой. Кривая на рис. 11.8, б го­
ворит о том, что крыса сначала нажимала рычаг очень часто (вероятно, сигналь­
ный свет в ящике был включен и нажатие рычага приводило к получению еды), но
во второй половине записи она вряд ли вообще прикасалась к рычагу (вероятно,
лампочка не горела).
Классическую иллюстрацию оперантного подхода и его индуктивной филосо­
фии исследований можно найти в энциклопедическом труде «Режимы подкрепле­
ния» (Fester & Skinner, Schedules of Reinforcement, 1957). Значение этой работы для
экспериментального анализа поведения раскрыто во вставке 11.2. Прочитайте ее,
прежде чем переходить к изучению графиков подкрепления, обсуждаемых в при­
мере 27. 3 9 4 Глава 11. Планы с малым N
Рис. 1 1 . 8 . а) Общий вид кумулятивного записывающего устройства и б) гипотетическая кумулятивная
запись, показывающая и высокую, и низкую скорости реакции
Основной источник информации о фундаментальных исследованиях оперант-
ного обусловливания — это «Журнал экспериментального анализа поведения».
Ниже приведены заголовки, которые покажут вам, какого рода статьи встречают­
ся в этом журнале:
«Влияние режимов с постоянным и переменным номером подкрепляемой реакции
на изменчивость поведения людей» (Tatham, Wanchiscn, & Heneline, 1993);
«Влияние задержки подкрепления па степень вокализации у детей» (Reeve, Reeve,
Brown, Brown, & Poulson, 1992);
«История обусловливания с низкой скоростью реакции и реакции с фиксированным
временным интервалом у крыс» (LcFrancois & Metzger).

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Оперантное обусловливание» з дисципліни «Дослідження в психології: методи і планування»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Здравый смысл и механика
Загальна характеристика витрат на організацію телекомунікацій
О впливі Гольфстріму на погоду взимку у Москві
Цифрові системи передачі даних
Аудит загальновиробничих витрат


Категорія: Дослідження в психології: методи і планування | Додав: koljan (06.02.2012)
Переглядів: 885 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП