Вне зависимости от того оценивается ли программа, реализуемая на предприятии или опре деленная правительственная программа, исследователи, занимающиеся ее оценкой, часто сталкиваются с этическими проблемами, которые никогда не встают перед психологами, работающими в лабораториях. Вот некоторые из них, • Осведомленное согласие. Социальную помощь часто получают люди беспомощные. Ког да их просят «добровольно поучаствовать» в исследовании и подписать документ об ос ведомленном согласии, они могут решить, что отказ «подписаться» будет означать поте рю социальной поддержки. Исследователи должны совершать хорошо обдуманные дей ствия, чтобы в такой ситуации убедить участников в ошибочности подобного мнения. • Сохранение конфиденциальности. В некоторых исследованиях для сохранения конфиден циальности полученные от участников данные могут оставаться неподписанными. В дру гих исследованиях необходимо знать, от кого именно получены данные. Например, ис следователю может понадобиться вновь связаться с участниками, особенно если прово дится лонгитюдное исследование. Или может потребоваться узнать, кто прошел опрос, чтобы связаться с теми, кто не прошел его. В таком случае следует разработать систему кодировки, чтобы скрыть имена участников. Иногда участники лонгитюдных исследова ний пользуются псевдонимами. Заполнив опросник, участник может анонимно послать его исследователю и сообщить о своем участии в отдельном письме (Sieber, 1998). • Воспринимаемая несправедливость. Как было отмечено во вставке 7.2, некоторые люди могут возражать против участия в исследовании в качестве члена контрольной группы на том основании, что они не подвергаются предполагаемо благотворному воздействию. Хотя чаще всего члены контрольных групп подвергаются обычному воздействию, а не остаются вовсе без никакого, может возникнуть проблема контрольной группы. Напри мер, если члены контрольной группы получат важную информацию о программе, в кото рой участвуют другие люди, может произойти «утечка» (см. вставку 8.2). Их возмущение по поводу того, что с другими «обращаются особенным образом», может серьезно по влиять на результаты исследования. Например, в исследовании, посвященном оценке изменений в работе угольной шахты, шахтеры из контрольной группы быстро начинают завидовать членам группы воздействия, которым, по их мнению, уделяют особое внима ние и которые не должны так тяжело работать при той же зарплате (Blumberg & Pringle, 1983). Неприязнь распространилась и на самих исследователей. Рабочие из контрольной группы посчитали, что те находятся в сговоре с владельцем шахты с целью нарушить единство внутри профсоюза. Исследование в том виде, как оно было запланировано, пришлось прекратить. • Избегание конфликтов с заинтересованными лицами. Заинтересованные лица - это люди, связанные с программой и материально заинтересованные в ее проведении, - за казчики, персонал и руководители программы. Исследователям, занимающимся оцен кой программы, необходимо избегать возможных конфликтов с заинтересованными ли цами. Это означает знать требования заинтересованных лиц и явным образом учитывать их на этапе планирования оценки. Например, исследователь может внести в контракт особые положения о том, в каком виде будет представлен отчет и каковы будут послед ствия получения различных видов результатов (Posavac & Carey, 1985). Говоря словами Кэмпбелла, четкие представления, составленные заранее, помогут превратить «дирек тивную» администрацию в «экспериментирующую» (вставка 10.2).
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Этика — оценочные исследования и этика» з дисципліни «Дослідження в психології: методи і планування»