В главе 3 были рассмотрены различия между количественным (численным) и ка чественным (числа не так важны) анализом. Хотя при оценке программ применя ется в основном количественный анализ, качественный анализ также активно ис пользуется, особенно в первых трех описанных видах оценки. Так, при анализе необходимости количественные данные, собранные при опросе общественности, и данные переписи могут сочетаться с информацией, полученной в ходе подробных опросов ключевых информаторов и фокус-групп. При предварительной и суммар ной оценке количественные данные могут быть дополнены качественным анали зом опросов сотрудников и клиентов организации и непосредственным наблюде нием работы программы. В целом, в исследованиях по оценке программ редко воз никает вопрос о том, какой вид анализа лучше, качественный или количественный. Чаще всего исследователи используют (и высоко ценят) оба этих вида. Как уже отмечалось в главе 5 при обсуждении внешней валидности, психо логические исследования нередко критикуются за недостаточное внимание к решению практических проблем. Эта глава, посвященная прикладным иссле дованиям, должна показать, что подобная критика необоснованна. В действи тельности проблему применения и обобщения результатов исследований пони мают все психологи, даже те, которые занимаются в основном фундаментальными исследованиями. История психологии показывает, что применение сделанных открытий — это основа американской психологии, хотя бы потому, что амери канцы не могут не думать о практической стороне дела. Поиск возможностей для практического применения так же неотъемлем от Америки, как яблочный пирог. В следующей главе вы познакомитесь с другим направлением психоло гических исследований — подробным изучением отдельных индивидуумов. Как вы уже знаете, корни прикладных исследований следует искать в работах пер вых психологов. Эксперименты с малым количеством участников (малым hi) так же зародились на заре развития этой науки. Но прежде, чем переходить к изуче нию главы И, прочитайте вставку 10.3, где обобщаются некоторые этические проблемы, с которыми сталкиваются исследователи в ходе оценки программы.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Примечание по качественному анализу» з дисципліни «Дослідження в психології: методи і планування»