Такие исследования проводятся для оценки эффективности воздействия программ. Люди, участвующие в программе, сравниваются с членами контрольной группы, не подвергающимися воздействию. Этот вид планов используется, когда нельзя при менить случайное распределение. Кроме разницы в значениях независимой перемен ной контрольная группа имеет и другие отличия от группы воздействия. Это значит, что группы неэквивалентны с самого начала исследования. В плане такого исследо вания вы должны узнать особый случай, обозначенный в главе 7 как план с «неэк вивалентными» группами, в котором сравниваются неидентичные группы, нередко отбираемые на основании таких субъектных переменных, как пол, возраст или свойства личности. В случае плана с неэквивалентной контрольной группой группы не равны друг другу с начала исследования, а кроме того, в ходе исследова ния они участвуют в разных событиях. Поэтому использование такого плана влечет за собой осложнение, способное затемнить интерпретацию исследования. Тем не менее подобный план может быть весьма полезен для оценки программы воздей ствия, когда невозможно использовать случайное распределение. В соответствии со схемой, предложенной Кэмпбеллом и Стэнли (Campbell & Stanley, 1963), план с неэквивалентной контрольной группой можно представить следующим образом. Экспериментальная группа: Неэквивалентная контрольная группа: Н 1 Н 1 В Н 2 . Н 2 , где Hj и Н 2 обозначают соответственно доэкспериментальные и послеэксперимен- тальные наблюдения или измерения, а В обозначает оцениваемую программу воз действия. Поскольку группы могут различаться на стадии предварительного тес тирования, сравнение двух групп заключается не просто в изучении разницы ре зультатов, полученных на этапе заключительного тестирования, а в сравнении степени изменений, произошедших между предварительным и заключительным те стированием. Таким образом, статистически сравниваются оценки изменений (раз ница между Н 1 и Н 2 ) для каждой группы. Рассмотрим это на конкретном примере. 3 5 4 Глава 10. Квазиэкспериментальные планы и прикладные исследования Предположим, что руководство компании по производству электрических сково родок хочет ввести новый свободный график рабочего дня. Рабочие будут продолжать работать по 40 часов в неделю, но в соответствии с новым расписанием они смогут начинать и заканчивать рабочий день в разное время или отрабатывать все 40 часов за 4 дня и отдыхать 3 дня в неделю. Руководство надеется, что это нововведение подни мет рабочий настрой, а следовательно, увеличит производительность труда, и поэто му разрабатывает квазиэксперимент для проверки предположения. Компания владе ет двумя фабриками: одной вблизи от Питтсбурга и второй неподалеку от Кливленда. Бросив монетку, руководители компании решили сделать из ппттсбургской фабри ки экспериментальную группу, а из кливлендской — неэквивалентную контрольную группу. Очевидно, что квазиэкспериментальное исследование проводится по той при чине, что рабочих невозможно случайным образом распределить но двум фабрикам (только представьте себе расходы по перемещению рабочих, затраты на удовлетворе ние жалоб профсоюзов и т. д.). Независимая переменная принимает два значения: наличие или отсутствие свободного графика работы, а зависимой переменной являет ся особым образом измеряемый показатель производительности труда. Предположим, что окончательный вариант плана следующий: Фабрика в Питтсбурге: Фабрика в Кливленде: Предварительное тестирование Экспериментальное воздействие Заключительное тестирование Предварительное тестирование Экспериментальное воздействие Заключительное тестирование Средняя производительность труда за 1 месяц до введения свободного графика работы Свободный график работы введен на 6 месяцев Средняя производительность труда в течение 6 месяцев работы по свободному графику Средняя производительность труда за 1 месяц до введения свободного графика работы в Питтсбурге Отсутствует Средняя производительность труда в течение 6 месяцев работы по свободному графику на фабрике в Питтсбурге
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Планы с неэквивалентными контрольными группами» з дисципліни «Дослідження в психології: методи і планування»