Поскольку психология в Америке формировалась в академических условиях, вы можете решить, что она традиционно развивалась в направлении фундаменталь ных исследований. Это не так. С тех пор, когда в конце XIX в. сформировалась За пределами лаборатории 3 4 9 новая наука, психологи в Соединенных Штатах интересуются прикладными ис следованиями. Во-первых, под давлением общества в начале XX в. психологам пришлось показать, что они способны сделать что-то для изменения общества к лучшему. Чтобы получить приличный кусок от пирога академического финанси рования в те времена, когда психологические лаборатории только открывались, психологи должны были продемонстрировать, что их идеи могут найти себе при менение. Психологи-исследователи занимались не только расширением знаний, но и нередко старались использовать методы фундаментальных исследований для ре шения вопросов образования, психического здоровья, воспитания детей и, как в случае Уолтера Майлза, спорта. Майлз в 1920 г. был директором лаборатории при Стэнфордском университете. Он посвятил свою работу в основном фундамен тальным исследованиям и тем не менее в 1927 г. оказался на футбольном поле, где практиковалась университетская футбольная команда (рис. 10.2, Майлз в пид жаке). Легендарный стэнфордский тренер «Поп» Уорнер («Pop» Warner) был известен своим новаторским подходом к тренировкам и интересовался всеми методами, способными улучшить игру команды. Появляется Майлз, разработав ший «сложный хронограф» для одновременного определения скорости реакции у семи футболистов (Miles, 1928). По сигналу семь мячей для гольфа падали во вращающийся с постоянной скоростью барабан (по одному мячу на каждого иг рока) и семь игроков выполняли рывок вперед, толкая раму, которая тянула за нить, выбрасывающую в барабан еще семь мячей. Мячи оставляли отметки на барабане и, зная скорость его вращения, а также расстояние между отметками, Майлз определял скорость реакции игроков. Ученый провел серию исследований со сложным хронографом (см., например, Miles, 1931) и показал, что его можно использовать для отбора игроков с наивысшей скоростью реакции, но прибор не получил широкого применения. Рис. 1 0 . 2 . Одновременная проверка скорости реакции у членоз стэнфордской футбольной команды, около 1927 г. (из архивов по истории американской психологии, Университет Экрон, город Экрон, штат Огайо) 3 5 0 Глава 10, Квазиэкспериментальные планы и прикладные исследования Более основательная попытка применения психологических принципов была произведена в первой клинике для коррекции психических проблем, основан ной Лайтнером Уитмером при Университете штата Пенсильвания. Уитмер учил ся на психолога-экспериментатора в лаборатории Вундта в Лейпциге и с 1890 г. стал активно заниматься экспериментами. Однажды (в 1895 г.) он выступил за отделение психологов-экспериментаторов от недавно образовавшейся Амери канской психологической ассоциации и за образование отдельной организации, так как видел недостаточную научную подготовку АРА (Goodwin, 1985). В мар те 1896 г. школьный учитель привел в лабораторию Унтмера маленького маль чика с необучаемостью (так мы называем подобное явление сегодня), и это событие отметило основание первой американской психологической клиники (McReynolds, 1987). Уитмер посвятил свою работу применению всех своих знаний о психиче ских процессах для лечения различных психологических дисфункций, а в осо бенности нарушений способности к обучению, влияющих на школьную успе ваемость. Интерес психологов к прикладной области хорошо виден на примере движения по умственному тестированию. В предыдущей главе мы говорили о том, что тести рование интеллектуальных и личностных особенностей играет в Америке очень большую роль. Корни этого направления можно найти в работах первых психо логов. Например, Джеймс Кеттелл, так же как и Уитмер, выпускник лаборато рии Вундта, в 1890 г. ввел в использование термин «умственный тест» и в 1890-х гг. с учетом открытий Гальтона, сделанных в Англии, разработал в Колумбии рас ширенную (но обладавшую непоправимыми изъянами — см. Sokal, 1987) програм му тестирования. В начале 20-х гг. XX в. он основал существующую и сегодня Пси хологическую корпорацию — гиганта индустрии психологического тестирования (например, она издает все тесты интеллекта Векслера). И в завершение рассмотрим научную жизнь Гуго Мюнстерберга — идеальный для Америки пример прикладного психолога. Как и многие другие первые психо логи, он учился на психолога-исследователя, но стал известен как эксперт по при менению психологических подходов в бизнесе, клинической психологии и даже в суде. Одно время он был одиозной фигурой в Америке, и поэтому до недавних пор при историческом рассмотрении прикладной психологии его имя обычно опуска лось. Чтобы более подробно узнать о человеке, заслужившем титул первого насто ящего прикладного психолога Америки (несмотря на то, что он был немец), про читайте вставку 10.1. В начале XXI в. психологи заинтересованы в практическом применении своих открытий так же сильно, как и их предшественники в XX в. Профессиональные психологи не просто применяют научные знания о поведении для решения про блем, с которыми они сталкиваются. Они также выполняют исследования, соот ветствующие приведенному выше определению прикладного исследования. Это означает, что они разрабатывают и проводят исследования, чтобы найти решение конкретных проблем и одновременно чтобы обогатить фундаментальную базу пси хологических знаний. Однако прикладным исследованиям свойственны различ ные трудности, которые не встречаются в лабораториях.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Прикладная психология в историческом контексте» з дисципліни «Дослідження в психології: методи і планування»