Впервые вы узнали о различии между фундаментальными и прикладными исследо ваниями из главы 3. Важнейшей целью фундаментальных исследований по психо логии является расширение наших знаний о законах поведения. Эти знания могут затем найти применение, но не это является основным мотивом работы — знание ценится само по себе. Прикладные исследования призваны увеличить наши знания о причинах существующих проблем и нацелены па их решение. Второе различие заключается в том, что фундаментальные исследования обычно проводятся в стенах лаборатории, находящейся в университетском городке или в кампусе колледжа, а прикладные исследования чаще всего проходят вне академической обстановки, в клиниках, учреждениях социального обеспечения, тюрьмах и на предприятиях. Конечно, существуют и исключения: некоторые фундаментальные исследования проводятся в «полевых» условиях, а некоторые прикладные — в лабораториях. Чтобы дать вам представление о разнообразии прикладных исследований, рас смотрим заголовки нескольких статей, опубликованных в двух видных психоло-За пределами лаборатории 3 4 7 гических журналах, «Журнале прикладной психологии» и «Журнале эксперимен тальной психологии»: «Пол и взаимосвязи между оценкой справедливости оплаты труда или между про движением по службе и удовлетворением от работы» (Witt & Nye, 1992); «Зрительные пространственные способности пилотов» (Dror, Kosslyn, & Waag, 1993); «Осознавание обстановки, сопутствующей вождению автомобиля: эксплицитное и имплицитное знание в динамической пространственной памяти» (Gugerty, 1997); «Явление вероятности и практические аспекты программ по сохранению видов, на ходящихся под угрозой вымирания» (DeKay & McClelland, 1996). Эти заголовки отображают две особенности прикладных исследований. Во-пер вых, в соответствии с приведенным выше определением данные исследования фо кусируются на легко локализуемых проблемах: от удовлетворения работой до охра ны вымирающих видов. Во-вторых, такие названия показывают, что хотя главной целью прикладных исследований является решение конкретных проблем (напри мер, улучшение навыков вождения), они также способствуют углублению наших знаний о фундаментальных психологических процессах (например, о простран ственной памяти). И действительно, как показывает исследование, разработанное для оценки так называемой «теории справедливости» (Adams, 1965), между фун даментальными и прикладными исследованиями существует тесная связь. Основ ное допущение названной теории состоит в том, что для оценки взаимоотношений с другими людьми мы сравниваем относительный вклад, сделанный нами в эти взаимоотношения, с относительной полученной пользой. Если затраты не соответ ствуют полученной пользе, мы ощущаем ситуацию как несправедливую и стремим ся восстановить баланс. Например, если в супружеской паре оба супруга работают, а домашним хозяйством занимается в основном жена, то она может почувствовать несправедливость и попытаться прибегнуть к различным процедурам (например, договориться с мужем), чтобы нормализовать положение. Большинство прикладных исследований выполняют двойную функцию: они одновременно решают прикладные задачи и подтверждают фундаментальные пси хологические явления, тем самым способствуя разработке теорий. Справедливость, к примеру, часто изучается именно прикладными исследованиями. Указанное выше исследование корреляции между полом и оценкой оплаты труда или продви жения по службе затрагивает важную производственную проблему (как увеличить удовлетворение от работы), но также дает информацию, касающуюся более обще го вопроса адекватности теории справедливости. Пример, иллюстрирующий оцен ку метода развития способности к опознанию, также показывает эту особенность прикладных исследований.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «За пределами лаборатории» з дисципліни «Дослідження в психології: методи і планування»