Смогли бы вы предсказать уровень успешности целого общества, проанализировав сказки, которые его члены рассказывают детям? Да, если опираться на книгу психолога Дэвида Мак- Клелланда «Успешное общество» (McClelland, The Achieving Society, 1961). Книга демонстри рует необычайно амбициозную попытку распространить результаты психологического иссле дования успешности на исторические факты. Мак-Клелланд и его коллега Джон Эткинсон были пионерами изучения мотивации, необходимой, чтобы переносить испытания и достигать ус пеха (McClelland, Atkinson, Clark & Lowell, 1953). Ученые разработали несколько способов выявления мотиваций успешности, провели впечатляющее количество исследований кор реляции успеха и способствующих его достижению условий (подсказка: давайте детям по больше возможностей проявлять самостоятельность), и построили теорию мотивации успе ха (Atkinson & Feather, 1966). Вследствие изучения «взаимодействия между устойчивыми мотивами, характерными для данной личности, и влиянием ситуации теория мотивации ус пеха представляет собой шаг в сторону концептуальной интеграции двух психологических дисциплин» (Atkinson & Feather, 1966, p. 5), к которой в 1957 г. призвал Ли Кронбах в своей известной президентской речи. Один из способов оценки необходимости добиться успеха, или «НДУ», - это использование Тематического апперцепционного теста (ТАТ), в ходе которого испытуемые рассматривают изображения, допускающие различные толкования, и описывают то, что они видят (Murray, 1943). Например, изображение мальчика, разглядывающего скрипку, может быть прочитано как рассказ о мальчике, мечтающем стать скрипачом. Испытуемый, написавший такой рас сказ, получит более высокую оценку НДУ, чем тот, кто представит, что мальчик хочет взять скрипку и ударить ей сестру по голове. Предполагается, что такие истории отражают стоящие за ними важные для испытуемого мотивы. Идея о том, что на основании историй можно сделать вывод о мотивации человека, навела Мак-Клелланда на мысль проверить, какую роль играют детские сказки, басни и мифы в формировании мотивов молодых людей. Если в сказках будут преобладать темы достижения успеха, то не поможет ли это детям сформировать идею о важности успеха в жизни? Возмож но ли определить общий уровень НДУ в обществе на основании анализа детской литературы, народных сказок, музыки и игр? И если дети растут в культурном окружении, делающем осо бый акцент на успешности, то поможет ли это им добиться успеха, когда они вырастут? Такие размышления привели Мак-Клелланда к проведению исследования, посвященного общественным условиям успешности. Он подверг детскую литературу тому же виду анализа, который использовался для рассказов ТАТ, затем различными способами определил степень экономического благополучия общества и нашел корреляцию этих двух факторов. Была об наружена положительная корреляция: по мере увеличения числа «тем успеха» в детских сказ ках наблюдался рост успешности в обществе. Особенно интересен тот факт, что успешность в реальности запаздывала по отношению к высокому уровню успешности в литературе при мерно на 50 лет - как раз столько времени требуется, чтобы дети, испытавшие воздействие Использование корреляций 3 3 5 литературы, часто обращающейся к теме достижения успеха, достаточно выросли, чтобы высокий уровень их НДУ смог повлиять на общество. Идеи Мак-Клелланда не остались без критики. В данном исследовании проблема направлен ности была решена практически так же, как это делается в перекрестных корреляционных исследованиях, но остался нерешенным вопрос, наиболее распространенный в корреляци онных исследованиях: проблема третьей переменной. Взаимосвязь между детской литера турой и позднейшим успехом действительно очень впечатляет, но исторические тенденции чрезвычайно сложны и зависят от бесчисленного количества факторов. Тем не менее, иссле дование Мак-Клелланда стало классическим примером попытки использовать найденные психологические законы для объяснения исторических событий.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Классические исследования — успешное общество» з дисципліни «Дослідження в психології: методи і планування»