Если между двумя переменными А и В существует корреляция, то может случить ся так, что А вызывает В (А > В), а В вызывает А (В > А). Действие причинно-след ственной связи в двух направлениях называется проблемой направленности. Су ществование корреляции само по себе еще ничего не говорит о направлении этой связи. Исследования взаимосвязи между просмотром телевизора и детской агрессией дают типичный пример проблемы направленности. Некоторые из этих исследова ний являются корреляционными и проводятся следующим образом. Измеряется время просмотра телевизора (переменная А), например количество часов в неде лю, уделяемое этому занятию. Далее у тех же детей измеряется уровень агрессии (переменная В). Он может представлять собой обобщенную оценку агрессивности, данную учителями этим детям. Предположим, в таком исследовании была обна-3 2 4 Глава 9. Корреляционные исследования ружена корреляция +0,58, что значимо превышает нулевое значение. Какой вывод можно сделать на основании таких данных? Можно, конечно, заключить, что поскольку длительный просмотр телевизора неизбежно приводит ребенка к восприятию большого количества сцен с насили ем, и, как мы знаем, дети учатся в процессе наблюдения, то длительный просмотр телевизионных передач приведет к тому, что дети станут агрессивными. Это озна чает А > В. Но будет ли причинно-следственная связь проявляться в обратном направле нии? Возможно ли, что агрессивные дети просто любят смотреть телевизор боль ше, чем их неагрессивные товарищи? Возможно, зная о существовании большого количества передач, включающих сцены насилия, агрессивные дети захотят про водить больше времени за занятием, которое их по-настоящему интересует. Таким образом, возможно, что агрессивность является причиной просмотра большего количества передач со сценами насилия. Это означает В > А. Если единственным основанием является наличие корреляции, то правильно определить направленность причинно-следственной связи невозможно. Однако есть способ решить проблему направленности. Он основан на критериях опреде ления причинно-следственной связи, о которых было рассказано в главе 1. Как вы помните, психологи-исследователи считают, что причинно-следственная связь между А и В установлена, если эти события появляются вместе, если А предшеству ет В во времени, если эта связь вытекает из некоторой теории или если можно оп ровергнуть другие объяснения их совместного появления. В случае описанного ранее исследования просмотра телевизионных передач и агрессии мы знаем только, что АиВ появляются вместе, а на основании информа ции о возможности обучения в процессе наблюдения разумно предположить на личие причинно-следственной связи между ними. Но с большей уверенностью определить направленность взаимосвязи можно с помощью процедуры, носящей название перекрестной корреляции. Эта процедура состоит в изучении корреля ции между переменными в различные моменты времени, а следовательно, она пред ставляет собой разновидность лонгитюдного экспериментального плана. Следу ющий широко известный пример иллюстрирует данную процедуру.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Направленность» з дисципліни «Дослідження в психології: методи і планування»