Хотя у вас должны были сло житься весьма четкие представления об этических требованиях к проведению исследований (согласие, дебрифинг и т. д.), могло остаться непонятным, как все это применять на практи ке. Настал момент представить вам набор практических советов о том, как быть действительно ответственным экспериментатором. Недостаточно являться на место проведения экспериментов к моменту их начала - приходите заранее, чтобы успеть подготовить все необходимые материалы до прихода участников. Обращайтесь с участниками исследования всегда так вежливо и уважительно, как вы бы хоте ли, чтобы они обращались с вами при обратном распределении ролей. Приветствуйте их, когда они приходят в лабораторию, и благодарите за то, что они записались на проведение экспе- ' Одно неудачное следствие из использованного Левином обозначения Р {person) состоит в том, что план Р х Е подразумевает участие в исследовании только люден. Тем не менее подобные исследова ния довольно часто проводятся с участием животных (например, исследования, в которых Виды факторных планов 301 риментов и пришли. Они могут быть слегка напуганы тем, что может случиться с ними во время «психологического» эксперимента, поэтому ваша первая задача - помочь им расслабиться и в то же время показать себя как профессионала, ответственного за ход исследования. Никогда не забывайте, что участники делают вам одолжение - обратное неверно. Почаще улыбайтесь. Начните работу с получения обоснованного согласия и старайтесь не создавать у участников впечатления, что это - отнимающая много времени формальность, которую необходимо ис полнить, прежде чем начать важную работу. Дайте участникам понять, что вы хотите, чтобы они ясно понимали свои будущие действия. Если они не задают вопросов во время чтения документа о согласии, по окончании чтения спросите, имеются ли у них вопросы. Проследи те, чтобы участники подписали две копии документа о выражении согласия - одну для себя и вторую, необходимую для составления документации по исследованию. Неплохо заранее написать «инструкцию для участников». В зависимости от исследования можно прочитать инструкцию участникам или раздать им распечатанные копии. Не обязатель но детально разрабатывать письменную инструкцию, можно составить перечень основных моментов процедуры исследования. Прежде чем проводить «реальный» эксперимент, отработайте роль экспериментатора с дру зьями или коллегами по лаборатории. Проиграйте весь ход эксперимента - представьте, что это генеральная репетиция, в ходе которой вы сможете исправить возникшие проблемы. Будьте внимательны к любым признакам стресса у участников. Это может означать измене ние хода исследования и отказ от данных, полученных от испытуемого, но благополучие уча стников важнее, чем собранные вами данные. Кроме того, вы не профессиональный консуль тант, а поэтому, если участники испытывают беспокойство из-за участия в исследовании, вежливо препроводите их к своему руководителю. Тщательно подготовьте дебрифинг. Вам как студентам-экспериментаторам скорее всего, не придется проводить исследования с серьезной мистификацией или высоким уровнем стрес са, но вы должны сделать так, чтобы опыт, полученный вашими испытуемыми, имел для них образовательное значение. Поэтому вам необходимо упростить описание явлений, которые вы надеетесь обнаружить в ходе исследования, а также дать участникам возможность выска зать свои пожелания по поводу экспериментальной процедуры или идеи о проведении буду щих исследований. Не торопитесь заканчивать дебрифинг и не старайтесь дать лишь крат кое описание событий в надежде, что испытуемые быстро уйдут. А если они захотят уйти, не пройдя дебрифинг (такое иногда бывает), не разрешайте им. Дебрифинг - это важная часть вашей работы, за которую вы несете ответственность как исследователь и человек, переда ющий свои знания другим людям. (Конечно, если вам скажут «Я думал, вы сказали, что мы можем уйти в любой момент», то вы уже ничего не сможете поделать!) Прежде чем испытуемые уйдут, напомните им, что на имеющихся у них документах о согла сии есть информация о людях, с которыми можно связаться, если возникнут вопросы по по воду исследования. Проинформируйте участников, когда планируется закончить исследова ние и когда можно будет узнать его результаты. Также попросите их не обсуждать экспери мент с другими людьми, которые могут оказаться его участниками. Утечка, или склонность испытуемых рассказывать об исследовании, в котором они принимали участие, может вы звать серьезные проблемы, особенно в небольших учебных заведениях (более подробно об обязанностях испытуемых см. вставку 6.3). Если вы хорошо обращались с участниками в ходе исследования, то вероятность такого общения между ними возрастает. Перед уходом участников поблагодарите их за то, что они потратили на исследование свое время и силы, и не забудьте улыбнуться им на прощание. Помните о том, что некоторые сту денты, которых вы тестируете, еще не выбрали направление специализации и, возможно, ду мают о психологии - участие в вашем исследовании может усилить их интерес. 3 0 2 Глава 8. Экспериментальный план II: факторные планы а) Для плана 2 χ 2 с четырьмя различными группами и пятью участниками на каждую ячейку требуется 20 испытуемых S1 S2 S3 S4 S5 S6 S7 S8 S9 S10 S11 S12 S13 S14 S15 S16 S17 S18 S19 S20 б) Для плана 2 χ 2 с повторяемыми измерениями и пятью участниками на каждую ячейку требуется 5 испытуемых S1 S2 S3 S4 S5 S1 S2 S3 S4 S5 S1 S2 S3 S4 S5 S1 S2 S3 S4 S5 в) Для смешанного плана 2 χ 2 с пятью участниками на каждую ячейку требуется 10 испытуемых S1 S2 S3 S4 S5 S6 S7 S8 S9 S10 S1 S2 S3 S4 S5 S6 S7 S8 S9 . SO Рис. 8 . 1 3 . Количество участников в факторных планах
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Этика — компетентность и этичность исследователя» з дисципліни «Дослідження в психології: методи і планування»