ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Психологія » Дослідження в психології: методи і планування

Факторные планы с субъективными и управляемыми переменными: планы Р х Е
Также вы узнали, что необходимо
очень осторожно относиться к выводам при наличии в исследовании субъектив­
ных переменных. При условии тщательного контроля за экспериментом выводы о
существовании причинно-следственной связи можно делать только при использо­
вании управляемых переменных, в случае субъективных переменных выводы сде­
лать невозможно. Факторные планы Р х Е включают как субъективные (Р —
person, индивидуум), так и управляемые (Е — environment, среда) переменные.
В таком случае при наличии значимого основного эффекта у управляемого факто­
ра «среда» выводы о существовании причинно-следственной связи делать можно,
а если основной эффект обнаружен у субъективной переменной, или «личностно­
го» фактора, то нельзя. Также невозможно делать выводы при наличии взаимодей­
ствия. Несмотря на эти ограничения, планы, в которых используются и субъектив­
ные, и управляемые переменные, весьма распространены, отчасти из-за того, что
они объединяют два исследовательских направления, описанных Вудвортсом в
его известной колумбийской библии (см. главу 5). Корреляционное направление
связано с изучением индивидуальных различий, а субъективная переменная, или фак­
тор Р в плане Р х Е, призвана обнаружить эти различия. Наличие значимого основно­
го эффекта у этого фактора означает, что два различных типа людей действуют по-раз­
ному, причем их поведение измеряется как зависимая переменная. Эксперименталь­
ное направление посвящено исследованию общих законов поведения, которые
в определенной степени можно применить ко всем людям вне зависимости от
индивидуальных различий. В такой ситуации обнаружение значимого основно­
го эффекта у управляемой переменной, или фактора Е в плане Р х Е, показывает,
что ситуативный фактор достаточно силен, чтобы повлиять на поведение различ­
ных типов людей. Рассмотрим гипотетический пример, в котором сравниваются ин­
троверты и экстраверты (переменная Р). В ходе исследования испытуемые решают
задачи либо в небольшой заполненной людьми комнате, либо в большой и свобод­
ной (переменная Е). Допустим, что получены следующие результаты (ЗП = коли­
чество решенных проблем):
Интроверты
Экстраверты
Маленькая комната
12
18
Большая комната
12
18
В данном случае наблюдается основной эффект у типа личности, отсутствие
основного эффекта у окружения и отсутствие взаимодействия. Очевидно, что экс­
траверты выполняют задание лучше, чем интроверты (18 > 12) вне зависимости от
условий. В такой ситуации исследователь мог бы найти важные различия между
этими типами личности и обобщить их на другие ситуации.
Из следующих результатов можно сделать совершенно другой вывод: Виды факторных планов 2 9 7
Интроверты
Экстраверты
Маленькая комната
12
12
Большая комната
18
18
Это указывает на основной эффект фактора среды, а также на отсутствие основ­
ного эффекта для типа личности и отсутствие взаимодействия. В данном случае
сильно влияние среды (размер комнаты) (18 > 12) и это влияние не ограничивает­
ся одним типом личности; вне зависимости от типа личности в условиях скопле­
ния людей задание выполняется хуже. Таким образом, обнаружение значимого
основного эффекта для фактора Р свидетельствует о наличии сильных личностных
различий, тогда как значимый основной эффект для фактора Е говорит о силе воз­
действия окружающей обстановки, выходящего за пределы одного типа личности.
Кроме того, в результате такого исследования можно получить два основных эф­
фекта, показывающих, что важны оба фактора.
Но самым интересным результатом, который можно получить при использова­
нии плана Р х Е, является взаимодействие. Наличие взаимодействия означает, что
на один тип людей изменение окружающей обстановки влияет одним образом,
а на другой — другим. Предположим, что в том же примере с интровертами и экс­
травертами получены следующие результаты:
Интроверты
Экстраверты
Маленькая комната
18
12
Большая комната
12
18
В таком случае ни один из основных эффектов не будет значимым, но обнару­
жится взаимодействие. В случае интровертов события развивались одним образом,
а в случае экстравертов — другим: интроверты выполняли задание намного лучше
в маленькой комнате, а экстраверты — в большой.
Факторные планы, включающие и субъективные, и управляемые переменные,
часто используются в исследованиях, посвященных обучению или проверке эф­
фективности психотерапии (Smith & Sechrest, 1991). О важности обнаружения
значимых взаимодействий в таких планах свидетельствует то, что их также на­
зывают ATI-планами, или «планами взаимодействия способностей и внешнего
воздействия» {Aptitude-TreatmentInteraction). Как вы, возможно, догадываетесь,
«способности» представляют собой неуправляемую субъективную (личность)
переменную, а «воздействие» — управляемую переменную среды. Примером ис­
следования эффективности психотерапии является работа Абрамовича с соавто­
рами (Abramovitz, Abramovitz, Roback, & Jackson, 1974). Переменной P был ло-
кус контроля. Люди с внешним локусом контроля считают, что их жизнь зависит
от внешних обстоятельств, а имеющие внутренний локус контроля уверены в том,
что события их жизни являются следствием их собственных действий и решений.
В ходе исследования испытуемые с внешним локусом контроля показали лучшие
результаты при директивной терапии, задающей направление их деятельности,
чем при недирективной, возлагающей на пациента больше ответственности за
прогресс. Результаты участников с внутренней точкой контроля были обратными: 2 9 8 Глава 8. Экспериментальный план II: факторные планы
прогресс был весьма заметным в случае косвенной терапии и довольно слабым в слу­
чае прямой.
При исследовании процесса обучения ATI-планы обычно используют, если
фактор способностей, или личностный фактор, — это переменная «тип обучения»,
а фактор воздействия, или среды, — инструкция, даваемая участникам. Например,
на рис. 8.11 показаны результаты исследования обучения, проведенного Валери
Шут — крупным авторитетом в области ATI-планов (Shute, 1994). В ходе исследо­
вания сравнивались два подхода к обучению основным законам электричества —
формирование правила и применение правила. Участники были случайным обра­
зом распределены на две группы, соответствующие двум подходам. Субъективная
переменная имела два значения: высокая и низкая оценка «исследовательского»
поведения. График показывает, что испытуемые, получившие высокую оценку
исследовательского поведения, лучше справились с обучением по методу форми­
рования правила, в ходе которого их просили больше работать самостоятельно,
а получившие низкую оценку показали более высокие результаты обучения по ме­
тоду применения правила, которое было более строго организовано.
Рис. 8 . 1 1 . Р х Е взаимодействие между уровнем исследовательского поведения
и методом обучения (Shute, 1994)
Также факторные планы Р х Е весьма популярны в исследованиях личности и в
психологии здоровья. Приведенный ниже пример отлично иллюстрирует исследова­
ние из области психологии здоровья, в котором рассматривается личностный фактор.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Факторные планы с субъективными и управляемыми переменными: планы Р х Е» з дисципліни «Дослідження в психології: методи і планування»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: ВАЛЮТНІ СИСТЕМИ ТА ВАЛЮТНА ПОЛІТИКА. ОСОБЛИВОСТІ ФОРМУВАННЯ ВАЛЮТ...
Класична теорія фінансування
Склад і структура ресурсів комерційного банку
ЗАКОН ГРОШОВОГО ОБІГУ
Загадка пешехода и паровоза


Категорія: Дослідження в психології: методи і планування | Додав: koljan (06.02.2012)
Переглядів: 789 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП