Использованный ранее гипотетический пример, в котором для улучшения памяти применялись зрительные образы, возник не на пустом месте. Исследователи, за нимающиеся когнитивной психологией, уже давно знают, что объем запоминаемой информации можно увеличить, если использовать зрительные образы. Уоллен с соавторами (Wollen, Weber, & Lawry, 1972) провели исследование, в котором по пытались по отдельности оценить два фактора, способных увеличить эффектив ность использования зрительных образов. В одном из более ранних исследований было обнаружено, что для улучшения запоминания следует использовать стран ные и причудливые, а не обычные образы. В основе этой идеи лежит правило о том, что необычные вещи выделяются в сознании человека. Другое исследование пока зало, что информация запоминается лучше, если ее отдельные элементы можно объединить в один образ. Уоллен и др. изучали два фактора: причудливость и ком- бинированность 1 . Участникам выдавали пары слов для запоминания, например Также изучался третий фактор, названный «связь». Одни пары слов сопровождались иллюстраци ями, как показано на рис. 8.1, а изображения, сопровождающие другие пары, не были связаны со словами. Запоминание было лучше при использовании связанных со словами изображений. 2 8 0 Глава 8. Экспериментальный план II: факторные планы 1 «пианино—сигара». Если в ходе опроса испытуемым показывали слово «пианино», они должны были ответить «сигара». В процессе демонстрации пар слов участникам показывали один из четырех рисунков, включая изображенные на рис. 8.1 для пары «пианино—сигара». На пер вых двух рисунках предметы скомбинированы, а на вторых двух — нет; кроме того, два рисунка являются необычными (т. е. причудливыми), а два —обычными. Сред нее число пар слов, запомненных при каждом из четырех условий факторного пла на 2 х 2 с независимыми группами, показало сильный основной эффект для факто ра «комбинированность», но отсутствие значимого влияния фактора «причудли вость» (максимальная оценка = 9): Комбинированные Не комбинированные Итого Причудливые 6,67 3,05 4,86 Обычные 6,60 3,50 5,05 Итого 6,64 3,28 Таким образом, фактор «причудливости» не играет никакой роли (по крайней мере в данном примере) — общее количество запомненных слов было практически одина ковым при использовании причудливых (4,86 из 9) и обычных (5,05) изображений. Комбинирование изображений, в свою очередь, имело значительный эффект. Коли чество запомненных слов при комбинировании была выше (6,64), чем при его отсут ствии (3,28). На рис. 8.2 полученные результаты представлены в виде гистограммы. Рис. 8 . 1 . Пример стимульного материала из исследования зрительных образов, проведенного Уолленом и др. (1972) I Результаты: основной эффект и взаимодействие 2 8 1 Рис. 8 . 2 . Гистограмма, отображающая основной эффект для комбинированных изображений, отсутствие основного эффекта для их «причудливости» и отсутствие взаимодействия (построена на основании данных Уоллена и др., 1972) Основной эффект — это важная особенность факторных планов, но заметное преимущество таких планов перед однофакторными заключается в возможности показать эффект взаимодействия. В эксперименте, построенном по факторному плану, демонстрируется взаимодействие, если влияние одной независимой пере менной зависит от значения другой независимой переменной. Идею взаимодей ствия довольно сложно понять, но важно это сделать, поскольку наличие взаимо действий нередко приводит к получению самых интересных результатов для фак торных исследований. Для начала рассмотрим простой пример. Предположим, я считаю, что общую психологию лучше преподавать как лабораторный самостоя тельный курс, а не как обычный лекционный, но хочу узнать, верно ли это для всех студентов или только для некоторых. Возможно, что для студентов, специализи рующихся в естественных науках, лабораторные занятия будут более полезны. Для проверки этой идеи мне необходимо сравнить лабораторный и лекционный курсы по общей психологии, а также различные типы студентов, например специализиру ющихся в гуманитарных и естественных науках. Для этого потребуется план 2 x 2 , который можно представить следующим образом: I В подобном исследовании зависимая переменная должна показывать уровень знаний — мы будем рассматривать оценки от 1 до 100, полученные по стандарти зованному тесту знаний по общей психологии, который используют во время сес сии. Допустим, что получены следующие результаты: 2 8 2 Глава 8. Экспериментальный план II- факторные планы Естественные науки Гуманитарные науки В основном лабораторные 80 70 В основном лекционные 70 80 Говорят ли такие данные о наличии основного эффекта? Нет, так как все значе ния среднего арифметического по рядам и столбцам одинаковы: 75. Означает ли это, что в ходе исследования вообще ничего не произошло? Нет, не означает. Студенты- естественники показали лучшие результаты по лабораторным занятиям, а студен ты-гуманитарии — по лекционным. Выражаясь в терминах определения взаимодей ствия, влияние одной переменной (вид занятий) зависит от значения другой пере менной (специализация). Таким образом, даже если основной эффект отсутствует, может существовать взаимодействие, приводящее к интересным результатам. Пример с изучением общей психологии отражает также заметное преимущество факторных планов перед однофакторными. Предположим, что вы провели одно- факторное двухуровневое исследование по сравнению лабораторного и лекцион ного курсов по общей психологии. Скорее всего, вы используете для этого план с уравненными группами, общие баллы студентов и специализацию как переменную уравнивания. Вы можете привлечь тех же студентов, что и в примере с факторным планом, но в случае однофакторного исследования будут получены следующие результаты: Лабораторные занятия: 75 Лекционные занятия: 75 Получив подобные данные, вы можете заключить, что использование лабора торных занятий по общей психологии не дает никаких результатов. Однако фак торный план покажет вам, что результаты есть, но только для определенного типа студентов. Говоря кратко, факторный план может быть более информативным, чем однофакторный. Чтобы более подробно проиллюстрировать понятие взаимодей ствия, рассмотрим еще один пример.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Значимый основной эффект» з дисципліни «Дослідження в психології: методи і планування»