ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Психологія » Дослідження в психології: методи і планування

Значимый основной эффект
Использованный ранее гипотетический пример, в котором для улучшения памяти
применялись зрительные образы, возник не на пустом месте. Исследователи, за­
нимающиеся когнитивной психологией, уже давно знают, что объем запоминаемой
информации можно увеличить, если использовать зрительные образы. Уоллен с
соавторами (Wollen, Weber, & Lawry, 1972) провели исследование, в котором по­
пытались по отдельности оценить два фактора, способных увеличить эффектив­
ность использования зрительных образов. В одном из более ранних исследований
было обнаружено, что для улучшения запоминания следует использовать стран­
ные и причудливые, а не обычные образы. В основе этой идеи лежит правило о том,
что необычные вещи выделяются в сознании человека. Другое исследование пока­
зало, что информация запоминается лучше, если ее отдельные элементы можно
объединить в один образ. Уоллен и др. изучали два фактора: причудливость и ком-
бинированность 1 . Участникам выдавали пары слов для запоминания, например
Также изучался третий фактор, названный «связь». Одни пары слов сопровождались иллюстраци­
ями, как показано на рис. 8.1, а изображения, сопровождающие другие пары, не были связаны со
словами. Запоминание было лучше при использовании связанных со словами изображений. 2 8 0 Глава 8. Экспериментальный план II: факторные планы 1
«пианино—сигара». Если в ходе опроса испытуемым показывали слово «пианино»,
они должны были ответить «сигара».
В процессе демонстрации пар слов участникам показывали один из четырех
рисунков, включая изображенные на рис. 8.1 для пары «пианино—сигара». На пер­
вых двух рисунках предметы скомбинированы, а на вторых двух — нет; кроме того,
два рисунка являются необычными (т. е. причудливыми), а два —обычными. Сред­
нее число пар слов, запомненных при каждом из четырех условий факторного пла­
на 2 х 2 с независимыми группами, показало сильный основной эффект для факто­
ра «комбинированность», но отсутствие значимого влияния фактора «причудли­
вость» (максимальная оценка = 9):
Комбинированные
Не комбинированные
Итого
Причудливые
6,67
3,05
4,86
Обычные
6,60
3,50
5,05
Итого
6,64
3,28
Таким образом, фактор «причудливости» не играет никакой роли (по крайней мере
в данном примере) — общее количество запомненных слов было практически одина­
ковым при использовании причудливых (4,86 из 9) и обычных (5,05) изображений.
Комбинирование изображений, в свою очередь, имело значительный эффект. Коли­
чество запомненных слов при комбинировании была выше (6,64), чем при его отсут­
ствии (3,28). На рис. 8.2 полученные результаты представлены в виде гистограммы.
Рис. 8 . 1 . Пример стимульного материала из исследования зрительных образов,
проведенного Уолленом и др. (1972) I Результаты: основной эффект и взаимодействие 2 8 1
Рис. 8 . 2 . Гистограмма, отображающая основной эффект для комбинированных изображений, отсутствие
основного эффекта для их «причудливости» и отсутствие взаимодействия
(построена на основании данных Уоллена и др., 1972)
Основной эффект — это важная особенность факторных планов, но заметное
преимущество таких планов перед однофакторными заключается в возможности
показать эффект взаимодействия. В эксперименте, построенном по факторному
плану, демонстрируется взаимодействие, если влияние одной независимой пере­
менной зависит от значения другой независимой переменной. Идею взаимодей­
ствия довольно сложно понять, но важно это сделать, поскольку наличие взаимо­
действий нередко приводит к получению самых интересных результатов для фак­
торных исследований. Для начала рассмотрим простой пример. Предположим, я
считаю, что общую психологию лучше преподавать как лабораторный самостоя­
тельный курс, а не как обычный лекционный, но хочу узнать, верно ли это для всех
студентов или только для некоторых. Возможно, что для студентов, специализи­
рующихся в естественных науках, лабораторные занятия будут более полезны. Для
проверки этой идеи мне необходимо сравнить лабораторный и лекционный курсы
по общей психологии, а также различные типы студентов, например специализиру­
ющихся в гуманитарных и естественных науках. Для этого потребуется план 2 x 2 ,
который можно представить следующим образом:
I
В подобном исследовании зависимая переменная должна показывать уровень
знаний — мы будем рассматривать оценки от 1 до 100, полученные по стандарти­
зованному тесту знаний по общей психологии, который используют во время сес­
сии. Допустим, что получены следующие результаты: 2 8 2 Глава 8. Экспериментальный план II- факторные планы
Естественные науки
Гуманитарные науки
В основном
лабораторные
80
70
В основном
лекционные
70
80
Говорят ли такие данные о наличии основного эффекта? Нет, так как все значе­
ния среднего арифметического по рядам и столбцам одинаковы: 75. Означает ли это,
что в ходе исследования вообще ничего не произошло? Нет, не означает. Студенты-
естественники показали лучшие результаты по лабораторным занятиям, а студен­
ты-гуманитарии — по лекционным. Выражаясь в терминах определения взаимодей­
ствия, влияние одной переменной (вид занятий) зависит от значения другой пере­
менной (специализация). Таким образом, даже если основной эффект отсутствует,
может существовать взаимодействие, приводящее к интересным результатам.
Пример с изучением общей психологии отражает также заметное преимущество
факторных планов перед однофакторными. Предположим, что вы провели одно-
факторное двухуровневое исследование по сравнению лабораторного и лекцион­
ного курсов по общей психологии. Скорее всего, вы используете для этого план с
уравненными группами, общие баллы студентов и специализацию как переменную
уравнивания. Вы можете привлечь тех же студентов, что и в примере с факторным
планом, но в случае однофакторного исследования будут получены следующие
результаты:
Лабораторные занятия: 75 Лекционные занятия: 75
Получив подобные данные, вы можете заключить, что использование лабора­
торных занятий по общей психологии не дает никаких результатов. Однако фак­
торный план покажет вам, что результаты есть, но только для определенного типа
студентов. Говоря кратко, факторный план может быть более информативным, чем
однофакторный. Чтобы более подробно проиллюстрировать понятие взаимодей­
ствия, рассмотрим еще один пример.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Значимый основной эффект» з дисципліни «Дослідження в психології: методи і планування»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Збір за право використання місцевої символіки
Кредитний договір — основа кредитних взаємовідносин
Кредитоспроможність позичальника та основні джерела інформації дл...
Аудит формування фінансових результатів
. Аудит податку на додану вартість сільськогосподарських товарови...


Категорія: Дослідження в психології: методи і планування | Додав: koljan (06.02.2012)
Переглядів: 509 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП