Чтобы выяснить, являются ли различия, обнаруженные между результатами двух условий при двухуровневом плане, значимыми или они вызваны случайностью, требуется провести статистический анализ вывода. Если в обработке результатов эксперимента используется интервальная шкала измерений или шкала отношений, для проведения анализа чаще всего применяется одна из двух разновидностей про верки по критерию Стьюдента. Данная процедура упоминалась ближе к концу гла вы 4, а более подробно описывается в приложении С. При использовании номи нальной или порядковой шкал необходимо использовать другие подходы. Есть две разновидности проверки по критерию Стьюдента. Первая из них на зывается проверкой для независимых групп и, как ясно из названия, она исполь зуется, если две группы участников совершенно независимы друг от друга. Это возможно: а) когда участники исследования случайным образом распределены по 2 5 2 Глава 7. Экспериментальный план I: однофакторные планы группам или б) если изучаемая переменная является субъективной (например, если участники делятся на женщин и мужчин). Если независимая переменная представ ляет собой внутрисубъектный фактор или две различные группы людей формиру ются таким образом, что между ними устанавливаются определенные отношения (например, испытуемые в группе Л уравнены по интеллекту с участниками группы В), то используется проверка по критерию Стьюдента для зависимых групп (иногда ее называют проверкой по критерию Стьюдента для коррелированных групп). Четы рем рассмотренным однофакторным планам соответствуют следующие варианты проверки по критерию Стьюдента: • проверка по критерию Стьюдента для независимых групп: • план с независимыми группами; • план с неэквивалентными группами; • проверка по критерию Стьюдента для зависимых групп: • план с уравненными группами; • план с повторяемыми изменениями. По сути, проверка по критерию Стьюдента заключается в нахождении разницы между двумя значениями среднего арифметического и выяснении (с определенной вероятностью), не превышает ли эта разница значения, получаемого при воздей ствии только случайных факторов. Если она больше этого значения и можно ис ключить потенциальные осложнители, то исследователь может с высокой вероят ностью заключить, что различия действительно существуют, опубликовать иссле дование и, возможно, получить повышение по службе. В приложении С приведена пошаговая инструкция для обоих видов проверки по критерию Стьюдента и для анализа силы эффекта.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Анализ однофакторных двухуровневых планов» з дисципліни «Дослідження в психології: методи і планування»