Классические исследования — самое долгое из повторяющихся измерений
В 1921 г. психолог Льюис Терман (1877-1956) начал исследование, ставшее самым долгим исследованием с повторяющимися измерениями в истории психологии. Терман сам был не по годам развитым ребенком и всегда интересовался изучением одаренных детей. Его докторская диссертация, написанная под руководством Эдмунда Сэнфорда в Университе те Кларк, которую он защитил в 1905 г., была его первым серьезным исследованием одарен ности. В своей работе он изучал сообразительных и отстающих учеников местной школы и хотел определить, какие тесты покажут различия между ними наилучшим образом (Minton, 1987). Ранняя заинтересованность одаренностью и проверкой умственных способностей яви лась предвестницей того вклада, который Терман сделал в психологию. На основе теста ин теллекта, созданного французом Альфредом Бине, он разработал до сих пор популярный тест интеллекта Сэнфорд-Бине, а также начал лонгитюдное исследование одаренных детей, кото рое продолжалось еще долго после его смерти. Терман, как и большинство ученых того времени, занимавшихся тестированием интеллекта, был убежден, что Америка должна стать страной, в которой положение человека будет опре деляться его способностями, а у власти будут находиться те, кто имеет наибольшие способ ности к управлению. Вполне понятно, как такое убеждение привело его к изучению 10 и ода ренности. Чтобы создать такое общество, необходимо найти способы определения (т. е. из мерения) таланта и разработать подходы к его развитию. В своей диссертации Терман изучал всего 14 детей, но его лонгитюдное исследование ода ренных детей приняло гигантские размеры. С помощью различных процедур отбора он на брал 1470 детей (824 мальчика и 646 девочек), большинство из которых учились в начальной школе, а 444 - в средней или старшей (цифры взяты из Minton, 1988). Средний коэффици ент интеллекта у детей был 150, а это значит, что группа принадлежала к самой верхушке интеллектуальной элиты популяции. Терман набрал группу аспирантов, и с их помощью каж дому ребенку была выдана развернутая батарея тестов и опросников. К моменту завершения начального этапа тестирования дело каждого ребенка составило около 100 страниц (Minton, 1988)! Результаты первого анализа группы были опубликованы в работе «Умственные и фи зические особенности тысячи одаренных детей» (Terman, 1925). Терман собирался провести лишь небольшое повторное исследование, но проект занял всю его жизнь. Выборка была заново протестирована в конце 20-х гг. (Burks, Jensen, & Terman, 1930), а результаты дополнительных исследований, проведенных Терманом за время его жизни, были опубликованы через 25 (Terman & Oden, 1947) и 35 (Terman & Oden, 1959) лет после первого тестирования. После смерти Термана руководство проектом принял Роберт Сире, известный психолог. Во введении к работе, опубликованной через 35 лет после перво го тестирования, Сире писал: «С учетом всех данных существует немалая вероятность того, что последние результаты исследования последнего одаренного ребенка Термана будут по лучены не ранее 2010 года!» (Terman & Oden, 1959, с. ix). Между 1960 и 1986 г. Сире провел пять дополнительных исследований и работал над обширным исследованием участников груп пы пожилого возраста, когда смерть прервала его работу в 1989 г. (Cronbach, Hastorf, Hilgard, & Maccoby, 1990). Его книга, названная «Одаренная группа в преклонном возрасте», была опубликована в 1995 г. (Holahan, Sears & Cronbach, 1995). Следует отметить три особенности этого металонгитюдного исследования. Во-первых, рабо та Термана разрушила стереотипное представление об одаренных детях как о выдающихся, но социально отсталых и, как правило, «рано сгорающих». Члены его группы выделялись сво ими способностями и были хорошо приспособлены к жизни, а в дальнейшем, когда выросли, смогли добиться успеха. К зрелому возрасту «группа произвела на свет тысячи научных ста тей, 60 документальных книг, 33 романа, 375 рассказов, 230 патентов, а также многочислен ные теле- и радиопередачи, произведения искусства и музыкальные произведения» (Hothersall, 1990, р. 353). Во-вторых, собранные коллективом Термана данные остаются бо гатым архивным источником информации для современных исследователей. Например, были опубликованы исследования профессиональных достижений одаренных семей из группы Термана (Tomlinson-Keasy, 1990) и свидетельств, предвещающих долголетие в этой группе (Friedman et al., 1995). В третьих, если вспомнить об истощении, неизбежно настигающем лонгитюдные исследования, повторные исследования Термана потрясают с методологиче ской точки зрения. Следующие цифры (взяты из Minton, 1988) показывают процент испыту емых, принявших участие в первых трех исследованиях, от общего количества оставшихся в живых участников: Через 10 лет: 92%. Через 25 лет: 98%. Через 35 лет: 93%. Цифры очень высоки и говорят о преданности друг другу Термана и его группы. Члены груп пы называли себя «термитами» и некоторые даже носили украшения в форме термитов (Hothersall, 1990). Терман переписывался с сотнями своих испытуемых и искренне заботился о них. Ведь группа состояла из людей, которые, по мнению Термана, были ключом к будуще му Америки.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Классические исследования — самое долгое из повторяющихся измерений» з дисципліни «Дослідження в психології: методи і планування»