Проблемы контроля в исследованиях по психологии развития
Как вы уже знаете, чтобы решить, какой план использовать, внутрисубъектный или межсубъектный, исследователю необходимо учитывать различные факторы. Иног да в исследованиях по психологии развития требуется дополнительное рассмот рение данного вопроса. Это касается использования метода поперечных срезов и лонгитюдных исследований. Если вы изучали психологию развития или детскую психологию, то могли уже встречаться с этими терминами. Основной переменной таких исследований явля ется возраст, ведь основная задача психологии развития состоит в том, чтобы опре делить, как мы меняемся с возрастом. Исследование методом поперечных срезов является межсубъектным. При сравнении речевой деятельности 3-, 4- и 5-летних детей методом поперечных срезов будут изучаться различные группы детей. В лон- гитюдном исследовании одна группа изучается на протяжении некоторого отрезка времени. Оно является внутрисубъектным, или исследованием с повторяющими ся измерениями. При аналогичном исследовании речи будет изучаться речевая деятельность 3-летних детей, а затем те же дети будут обследоваться, когда им ис полнится 4 года и 5 лет. Явное преимущество метода поперечных срезов в случае эксперимента с ре чью — это экономия времени. Такое исследование может занять около месяца, а лонгитюдное исследование того же вопроса займет 3 года. Однако в некоторых исследованиях, проводимых методом поперечных срезов, возникает особый вид проблемы неэквивалентных групп, известный как эффект когорты. Когорта — это группа людей, рожденных приблизительно в одно время. Если вы исследуете три возрастные группы, то они различаются не только по возрасту, но и по условиям, в которых они росли. Эта проблема не очень заметна при изучении 3-, 4- и 5-лет них детей, но что будет, если вы захотите исследовать, снижается ли интеллект с возрастом, и решите сравнить группы людей возрастом 30,50 и 70 лет? Вы действи тельно можете обнаружить снижение интеллекта с возрастом, но будет ли это дей ствительно означать постепенное снижение или разница будет связана с различ ными условиями жизни этих трех групп? Например, 70-летние пошли в школу во время Великой депрессии, 50-летние учились во время подъема после Второй ми ровой войны, а 30-летние росли глядя в телевизор. Эти факты могли исказить ре зультаты. И действительно, подобные искажения имели место. В ранних исследо ваниях по изучению влияния возраста на 7(5было обнаружено заметное снижение интеллекта, но эти исследования проводились методом поперечных срезов (напри мер, Miles, 1933). Более поздние лонгитюдные исследования показали другую за висимость (Schaie, 1988). Например, вербальные способности снижаются очень мало, особенно если человек сохраняет речевую активность (мораль: используй или потеряешь). Эффект когорты может повредить исследованиям, проводимым методом попе речных срезов, но у лонгитюдных исследований также есть свои проблемы, в част ности связанные с истощением. Если большое количество испытуемых перестанет участвовать в исследовании, завершающая эксперимент группа будет сильно от личаться от набранной вначале. В примере с исследованием взаимосвязи возра ста и IQ здоровые люди могут вести более интеллектуальную жизнь, чем постоян но болеющие. Испытуемые, страдающие серьезными хроническими заболевания ми, могут умереть до завершения исследования, а следовательно, оставшаяся группа будет иметь более высокий уровень интеллекта, чем та, с которой проводи лись первые эксперименты. Могут также возникнуть этические проблемы. По мере развития и взросления люди могут изменить свое отношение к участию в исследо вании. Большинство ученых, занимающихся лонгитюдными исследованиями, при шли к выводу, что получение обоснованного согласия — это не единичное собы тие, а процесс. Исследователи, обращающие пристальное внимание на этический аспект своей работы, при проведении длительных исследований периодически (раз в несколько лет) повторно получают согласие испытуемых (Fischman, 2000). Стараясь снизить эффект когорты и решить проблему истощения, некоторые исследователи комбинируют метод поперечных срезов и лонгитюдный подход. Например, К. Уорнер Шаи в 1983 г. опубликовал результаты ряда экспериментов, известных как «Сиэтлское лонгитюдное исследование», в ходе которых каждые семь лет (начиная с 1950 г.) набиралась и обследовалась новая когорта. Использо вание групп с разницей в возрасте в семь лет ослабило эффект когорты, а добавле ние новых участников через определенные промежутки времени уменьшило воз действие истощения. Любая когорта может испытать сильное истощение, но если когорт много, то хотя бы несколько из них долгое время останутся относительно невредимыми. Длительность сиэтлского проекта впечатляет, но мировой рекорд среди иссле дований с повторяющимися измерениями принадлежит, вероятно, самому извест ному лонгитюдному исследованию — исследованию одаренных детей Льюиса Тер- мана. Вставка 6.1 представляет хронику этой работы.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Проблемы контроля в исследованиях по психологии развития» з дисципліни «Дослідження в психології: методи і планування»