Позиционное уравнивание не всегда помогает снизить эффект последовательно сти, так как оно рассчитано только на линейный эффект. Во многих случаях, а осо бенно в случае эффекта передачи, он нелинеен. Чтобы понять, почему это вызыва ет проблемы, рассмотрим следующий гипотетический пример. Предположим, вы проводите эксперимент с участием людей и сравниваете два вида лабиринтов, аналогичных тем, которые показаны на рис. 6.3. Один из них (А) последовательный и предполагает серию поворотов направо или нале во, а второй (В) имеет более сложную структуру и напоминает лабиринт Хэмп тон Корт. В исследовании с такими лабиринтами испытуемым завязывают гла за и просят найти выход, для определения направления поворотов используя карандаш или указку. а б Рис. 6.3. Два типа лабиринтов, которые люди проходят без зрительного контроля: а) последовательный лабиринт и б) пространственный лабиринт Проблема контроля за эффектом последовательности 225 Допустим, что в исследовании используется внутрисубъектный план. Полови на участников изучают лабиринт Л, а затем В, а другая половина — В, а затем Л, что дает полное позиционное уравнивание условий. Предположим, сеанс длится один час и со временем участники устают или начинают испытывать скуку, а следова тельно, результаты прохождения второго лабиринта могут снизиться. Разумно предположить, что нарастание усталости в течение этого часа будет проходить в соответствии с эффектом прогрессии, т. е. она будет изменяться линейно от попыт ки к попытке. Поэтому позиционное уравнивание, обеспечивающее, чтобы каждый лабиринт исследовался одинаковое количество раз первым и вторым по счету, уравновесит действие усталости. Допустим, что усталость добавляет три ошибки к общим оценкам и что лабиринт В (в котором в среднем совершается 15 ошибок) сложнее, чем лабиринт Л (со средним количеством ошибок, равным 10). Для по следовательностей А > В и В > А возможны следующие оценки: Лабиринт А, а затем лабиринт В Лабиринт В, а затем лабиринт А Ошибки вызваны сложностью лабиринта 10 15 15 10 скукой 0 +3 0 +3 Общее количество ошибок 10 18 15 13 Объединение этих последовательностей приведет к тому, что усталость будет одинаково влиять на прохождение обоих лабиринтов, и поэтому действие ее со трется. Среднее количество ошибок составляет 11,5 для лабиринта Л [(10 + 13)/2] и 16,5 для более сложного лабиринта В [(18 + 15)/2]. Но, как отмечалось ранее, эффект передачи может вызвать проблемы, с которыми позиционное уравнивание не сможет справиться. Предположим, к примеру, что реше ние лабиринта Л поможет людям понять, как в принципе решать лабиринты, а реше ние лабиринта Б не приведет к такому пониманию. В таком случае в последовательно сти Л > В изучение первым лабиринта А повлечет за собой перенос знаний на лаби ринт В, тогда как в последовательности В > А изучение первым лабиринта В не приведет к положительному переносу. Другими словами, две последовательности бу дут иметь асимметричный перенос (Poulton, 1982). Это означает, что одна из них дает результаты, которые невозможно уравнять с помощью позиционного уравнивания. Предположим, что в примере с лабиринтами изучение первым лабиринта Л приводит к тому, что лабиринт В становится очень просто изучить, а именно, это снижает общее количество ошибок для лабиринта В на 10. При этом изучение первым лабиринта В не приводит к переносу результатов на лабиринт Л. Таким образом: Лабиринт А, а затем лабиринт В Лабиринт B, а затем лабиринт А Ошибки вызваны сложностью лабиринта 10 15 15 10 переносом -10 0 скукой +3 +3 Общее количество ошибок 10 8 15 13 к 2 2 6 Глава 6. Проблемы контроля при экспериментальных исследованиях Объединение двух последовательностей приводит к тому, что действие устало сти уравнивается, а влияние асимметричного переноса — нет. Среднее количество ошибок составляет 11,5 для обоих лабиринтов: для лабиринта А [(10+ 13)/2] и для предположительно более сложного лабиринта В [(8 + 15)/2]. Проблема переноса приведет к тому, что между двумя лабиринтами не будет обнаружено никаких раз личий, что для исследователя явится весьма неприятным сюрпризом. При подо зрении на асимметричный перенос
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Проблемы процедуры позиционного уравнивания» з дисципліни «Дослідження в психології: методи і планування»