Для каждого из приведенных ниже исследований определите независимые и зави симые переменные, значения, принимаемые независимыми переменными, а также укажите хотя бы одну внешнюю переменную, контроль за которой не был адекват ным (т. е которая создала осложнитель). Для выполнения задания воспользуйтесь подходом, показанным в табл. 5.2. 1. Фирма, проводящая тестирование, пытается выяснить, можно ли новой клюш кой для гольфа (клюшка 1) посылать мяч дальше, чем это делают с помощью клюшек трех других конкурирующих торговых марок (клюшки 2-4). Для этого набрали 20 добровольцев — мужчин, профессионально играющих в гольф. Каждый гольфер наносит 50 ударов клюшкой 1, затем 50 клюшкой 2, далее 50 клюшкой 3 и 50 клюшкой 4. Для большего реализма эксперимент проходит на настоящей площадке для гольфа. Используются первые четы ре лунки — участник совершает первые 50 ударов от первой метки для мяча, затем 50 от второй и т. д. Первые четыре лунки находятся на расстоянии 380-400 ярдов, попадание в каждую дает 4 очка. 2. Исследователь хочет определить способность страдающих шизофренией паци ентов определять длительность различных событий. Выдвинута гипотеза, что сильный шум будет снижать точность. Проверка участников проводится двумя способами: одних участников исследуют в условиях «тишины» в маленькой звуконепроницаемой комнате, которую используют для проверки слуха, а дру гих — в комнате медицинского персонала, где играет музыка с постоянной (и довольно высокой) громкостью. По причине существующего расписания па циенты, которым не разрешено самостоятельно покидать палаты (т. е. немного более опасные), могут участвовать в исследовании только в понедельник, а те, которые могут свободно передвигаться (т. е. немного менее опасные), — только в четверг. Кроме того, в четверг проводится проверка слуха, поэтому звуконе проницаемая комната может использоваться только в понедельник. 3. Экспериментатор хочет определить, улучшится ли память у людей, исполь зующих визуальные образы. Участники (женщины) разделяются на две груп пы — в первой используют технику создания зрительных образов, а во второй запоминают путем механического повторения. Первой группе предлагают для изучения список из 20 существительных, обозначающих конкретные понятия (для них легче, чем для абстрактных, сформировать образы), а второй — 20 абстрактных слов (таких, которые особенно легко произносить, а следо вательно, повторение не составит труда), имеющих такую же частоту обще го использования, как и конкретные слова. Для согласования метода представ ления слов со способом их запоминания участникам из первой группы слова демонстрируют визуально (на экране компьютера). Для контроля возможной «компыотерофобии» участники из второй группы также сидят у экранов ком пьютеров, запрограммированных на чтение слов. После прослушивания соот ветствующих наборов слов участникам дается 60 секунд на их воспроизведе ние в произвольном порядке. 4. Социальный психолог изучает готовность к оказанию помощи другим людям. Он познакомился с двумя аспирантами, готовыми участвовать в проведении экспериментов. Первый (Нед) хорошо одевается, а второй (Тед) не слишком заботится о своей внешности. В ходе эксперимента к посетителям торгового центра подходит либо хорошо одетый Нед, либо потрепанный Тед и просит двадцатипятицентовик на кофе. Находящийся поблизости экспериментатор записывает, дают ли покупатели деньги. Исследование проводится с 8 до 9 ча сов вечера, причем Нед работает в понедельник, а Тед — в четверг.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Обнаружение осложнителя (осложнителей)» з дисципліни «Дослідження в психології: методи і планування»