Характерной особенностью экспериментального исследования с управляемой неза висимой переменной является то, что его участники, находящиеся в разных услови ях, эквивалентны по всем показателям, кроме независимой переменной. В следу-1 9 6 Глава 5, Введение в экспериментальные исследования ющей главе вы узнаете, как формировать эквивалентные группы при помощи мето дов случайного распределения и уравнивания. Если группы не эквивалентны друг другу, может возникнуть эффект отбора испытуемых. Предположим, что иссле дователь на примере двух разделов курса по общей психологии хочет сравнить обычный лекционный курс с другим, состоящим из лекций и дискуссионных за нятий. Правила учебного заведения: а) не позволяют исследователю случайным образом разделить студентов на две группы, каждая из которых будет посещать один из курсов, а также б) требуют подробного разъяснения студентам сущности обоих курсов. Таким образом, студенты могут записаться на изучение любого из разделов — в этом и заключается трудность. Допустим студенты, посещающие курс с лекциями и дискуссиями, справились с ним лучше посещающих обычный лек ционный курс. Что явилось причиной такой разницы? Связано ли это с организа цией курса (наличие дискуссий) или с самими студентами, выбравшими этот курс? Может быть, эти студенты имели более развитые речевые способности (а следова тельно, были более склонны к обсуждениям), чем другие студенты. Если кратко охарактеризовать сложившуюся ситуацию, то можно сказать, что возникло ослож нение, связанное с отбором испытуемых для двух сравниваемых групп. Эффект выбора может также взаимодействовать с другими факторами, угрожа ющими внутренней валидности. Например, в исследовании с двумя группами не которое историческое событие может подействовать на одну группу и не подей ствовать на другую. В этом случае возникнет осложнитель история χ выбор. Ана логично у двух групп могут быть разные показатели взросления и регрессии, они могут по-разному реагировать на факт тестирования и на них по-разному может влиять инструментарий. Хорошим примером, демонстрирующим эффект выбора, является (к сожале нию) одно из классических исследований по психологии. Это новаторское иссле дование в области психологии здоровья сегодня известно под названием «язва у "исполнительных" обезьян». Во вставке 5.3 вы найдете описание этого методоло гически несовершенного (а также сомнительного с этической точки зрения) экс перимента и его последствий.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Эффект отбора испытуемых» з дисципліни «Дослідження в психології: методи і планування»