Регрессия означает движение в обратную сторону — в данном случае в направле нии средней оценки. Поэтому явление, которое я собираюсь описать, иногда назы вают регрессией к среднему. В большом наборе оценок большинство из них груп пируются вокруг среднего арифметического и лишь некоторые (крайние) оценки будут заметно отстоять от него. Представьте, что вы случайным образом выбирае те несколько оценок из нормального распределения, показанного на рис. 5.2. Боль шинство оценок группируются вокруг среднего, так что если вы выбираете случай ным образом, то наиболее вероятно, что вы выберете оценку, близкую к среднему арифметическому (X слева на рис. 5.2). Предположим, однако, что вы выбрали одну, далеко отстоящую от средней оценки (т. е. крайнюю оценку — Y). Верно ли, что при следующем выборе вы, вероятнее всего, получите: 1. Ту же оценку еще раз? 2. Оценку еще более крайнюю, чем первая? 3. Оценку ближе к среднему арифметическому, чем первая? Рис. 5.2. Регрессия к среднему Я полагаю, вы выберете третий вариант, и это будет означать, что вы понимаете идею регрессии к среднему. Приведем более конкретный пример (относящийся к правой части рис. 5.2). Предположим, вы знаете (на основании нескольких сотен бросков), что в среднем Тэд бросает бейсбольный мяч на 300 футов. Затем он бро сает мяч на 380 футов. Если вы будете спорить о его следующем броске, на что вы поставите? 1. На 380 футов. 2. На 420 футов. 3. На 330 футов. И опять я думаю, что вы выберете третий вариант, тем самым еще раз подтвер див, что понимаете идею регрессии к среднему. Но как это связано с нашими пред варительными и заключительными исследованиями? Для многих исследований, включающих предварительное и заключительное тестирование, участники отбираются на основании того, что в ходе предваритель ной проверки они показали результаты, близкие к крайним. Так, в исследовании экзаменационной тревожности отбирались те участники, чьи показатели тревож ности были очень высоки. Заключительное тестирование может показать улучше ние показателей, которое возможно будет связано с регрессией, а не с программой улучшения памяти. И снова контрольная группа, состоящая из участников с высо кой тревожностью, поможет исследователю заметить наличие регрессии. Напри мер, следующие результаты предполагают, что регрессия могла оказать некоторое влияние 1 , но тем не менее воздействие самой программы было более сильным и перекрыло регрессию. Вы понимаете, почему это так? Экспериментальная группа: Контрольная группа: предварительное тестирование 90 предварительное тестирование 90 экспериментальное воздействие заключительное тестирование 70 заключительное тестирование 80 Регрессия может привести к различным проблемам и вероятно именно она была виновна в проведении исследований, ставящих под сомнение эффективность хо рошо известной программы Head Start. Этот случай будет рассматриваться в гла ве 10 для иллюстрации проблем, возникающих при осуществлении крупномасш табных федеральных программ.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Регрессия» з дисципліни «Дослідження в психології: методи і планування»