До сих пор термин «независимая переменная» означал некий фактор, непосред ственно изменяемый исследователем. В таком случае в ходе эксперимента сравни ваются условия, созданные экспериментатором и находящиеся под его контролем, с другими условиями. Но во многих исследованиях сравниваются группы людей, которые отличаются друг от друга иначе, чем это было запланировано при разра ботке исследования. Тогда сравнение производится между факторами, обознача емыми как переменные ex post facto 1 , переменные стихийно возникших групп, не управляемые, или субъективные (дополнительные), переменные. Я предпочитаю использовать последний термин, но все они относятся к характеристикам участ ников исследования, таким как пол, возраст, интеллект, психические или физиче ские нарушения или любые другие свойства личности, которые вы только сможе те назвать. При использовании в исследовании субъектных переменных экспери ментатор не имеет возможности управлять ими непосредственно, поэтому он отбирает людей для эксперимента на основании присущих им свойств. Для иллюстрации различий между управляемыми и субъективными перемен ными рассмотрим гипотетическое исследование влияния тревожности на способ ность людей проходить лабиринт. Тревожностью можно управлять непосредствен но, создав ситуацию, в которой одна группа будет испытывать тревожность (напри мер, можно сказать, что участники будут выполнять задание перед лицом большого количества зрителей), а вторая — не будет (зрители будут отсутствовать). Человек, согласившийся принять участие в таком исследовании, является потенциальным участником любой из этих групп. С другой стороны, чтобы провести исследование с использованием субъективной переменной, можно подобрать две группы, разли чающиеся по уровню присущей им тревожности, и предложить участникам прой ти лабиринт. В первую группу войдут люди с высокой тревожностью (предвари тельно выявленной с помощью специального теста). Вторая группа будет включать более спокойных людей. Обратите внимание, что существует заметная разница между таким исследованием и экспериментом с управляемой переменной. Если тревожность выступает как субъективная неременная, люди, желающие принять участие в исследовании, не могут произвольно помещаться в любую из двух групп (всегда чего-то боящегося Фреда нельзя помещать в группу с низкой тревожно стью), но в зависимости от свойств, которые сформировались у них еще до участия в исследовании, должны быть помещены только в одну из них. Одни исследователи в соответствии с первоначальным значением термина «не зависимая переменная», примененного Вудвортсом, предпочитают использовать его для переменных, непосредственно управляемых экспериментатором. Другие рассматривают субъектные переменные как частный случай независимых перемен ных на том основании, что экспериментатор обладает некоторой степенью контро ля над ними за счет предварительного отбора. Я придерживаюсь второй точки зре ния и буду использовать термин «независимая переменная» в более широком смы сле. Но если вы поймете разницу между управляемыми и неуправляемыми, или Имеющие обратную силу {лат.). Управляемые и субъективные переменные 1 7 9 субъективными, переменными, то для вас будет не так важно, используется ли тер мин «независимая переменная» в широком смысле (управляемая + субъективная) или в более узком (только управляемая).
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Управляемые и субъективные переменные» з дисципліни «Дослідження в психології: методи і планування»