Принятие решения о том, отвергать ли нулевую гипотезу в исследовании, подобном эксперименту с научением в лабиринте, зависит от анализа двух основных видов изменчивости данных. Первый из них связан с различиями между «количеством попыток, требуемых для достижения критериальных» оценок для двух групп крыс. Эти различия вызываются комбинацией а) систематической дисперсии и (б) дис персии ошибки. Систематическая дисперсия является результатом влияния кон кретных факторов — либо изучаемой переменной (задержка подкрепления), либо факторов, которые не удается правильно проконтролировать 1 . Дисперсия ошибки — это несистематическая изменчивость, вызванная индивидуальными различиями между крысами в двух группах и любыми случайными, непредсказуемыми факто рами, которые могут появиться в ходе исследования. Также индивидуальные раз личия и другие случайные факторы вызывают дисперсию ошибки в каждой группе и объясняют обнаруженные различия. Многие виды заключительного анализа дан ных включают вычисление следующего математического отношения: 1 Эти неконтролируемые факторы называются «осложнителями». Более подробно они будут рассмат риваться в следующей главе. Статистический анализ 165 Статистика вывода = Изменчивость оценок при нескольких данных условиях (систе матическая дисперсия + дисперсия ошибки)/Изменчивость оценок в пределах одного условия (дисперсия ошибки). В идеале изменчивость, относящаяся к нескольким условиям, должна быть ог ромна, а изменчивость по отношению к одному условию относительно небольшой. Очевидно, что именно такой результат получен для гипотетических данных из эксперимента с лабиринтом. Различия, обнаруженные между результатом двух раз ных условий, весьма основательны — крысам с отсроченным подкреплением требу ется больше времени на изучение лабиринта (17,6 > 13,2), а оценки крыс в каждой группе довольно близки друг другу, что отражается небольшими значениями стан дартного отклонения (2,1 и 1,9). В таком случае вы, вероятно, воспользуетесь осо бым видом анализа, называемым «проверка по критерию Стьюдента для незави симых групп», — процедурой, известной вам из вводного курса статистики. В при ложении С описано, как проводить такую проверку.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Заключительный анализ» з дисципліни «Дослідження в психології: методи і планування»