Разнообразие поведенческих актов, параметры которых измеряются психологами- экспериментаторами, практически не ограничено. Поддающиеся измерению фено мены варьируются от внешних форм поведения, как передвижение по лабиринту, до получаемых с помощью опросников вербальных отчетов и записей физиологи ческой активности, проявляемой при выполнении некоторых заданий. Для иллю страции многообразия измерений в ходе психологических исследований рассмот рим следующие примеры: 1. В работе «Зависимость объема восприятия больных шизофренией от отвле кающих воздействий и латеральности» (Elkins, Cromwell & Asarnow, 1992) изучались ограничения объема восприятия у больных шизофренией. В срав нении с контрольной группой эти испытуемые хуже справились с заданием на распознание отдельных букв в массиве других, отвлекающих внимание. Оценивалось, могут ли испытуемые точно указать нужные буквы в различ ных ситуациях. 2. В работе «Способности к математическим вычислениям у детей младшего возраста из семей со средним и низким достатком» (Jordan, Huttenlocher & Levine, 1992) исследовалась способность детей к решению различных мате матических задач. Было обнаружено, что дети из семей со средним достат ком лучше выполняли задания, если их формулировали устно, при этом обе группы одинаково успешно справлялись с невербальными задачами. Оцени вались две характеристики: ответ на вопрос задачи и используемая страте гия. Детей наблюдали во время выполнения задания, следя за тем, исполь зуют ли они счет на пальцах. 3. В исследовании «Восприятие социальной поддержки, социальные навыки и особенности отношений с окружающими у женщин, страдающих булимией» (Grissett & Norvell, 1992) женщины с булимией и контрольная группа вы полняли батарею тестов самоотчета. Оценивались ответы на поставленные вопросы (например, по шкале восприятия поддержки). Кроме того, с участ ницами проводились краткие беседы, записываемые ассистентами и оцени ваемые наблюдателями. Речевое и неречевое поведение женщин в процессе беседы оценивалось по показателю «социальная эффективность». Женщи ны с булимией считали, что не получают большой социальной поддержки, их социальная эффективность была невысока. 4. В работе «Определяется ли выбор направления в радиальном лабиринте с помощью когнитивной карты?» (Brown, 1992) на этот вопрос был получен ответ: «Не всегда». Радиальный лабиринт, состоящий из центральной пло щадки и дорожек, расходящихся от нее во всех направлениях, — один из наи более популярных видов современных лабиринтов. Его часто используют при изучении пространственной памяти (когнитивных карт) у крыс. В ис-Что измерять: разнообразие поведенческих актов 131 следовании Брауна изучалась способность крыс не пользоваться повторно одними и теми же дорожками. Оценивались ситуации «макровыбора», опе рационально определенные как возникающие, когда крыса заглядывает за поворот дорожки, и «микровыбора», обозначенные как ситуации, когда кры са поворачивается к дорожке, но не идет по ней (все это фиксировалось с по мощью видеокамеры, направленной вниз на лабиринт).
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Что измерять: разнообразие поведенческих актов» з дисципліни «Дослідження в психології: методи і планування»