Многие эксперименты, следующие за другими опытами, близки последним доста точно, чтобы считаться повторениями, но в то же время отличаются достаточно, чтобы не быть их точными копиями. Другими словами, они объединяют повторе ние и дополнение. Психологи-исследователи обычно используют термин повторе ние в отношении экспериментов, полностью или частично дублирующих процеду ры исходного эксперимента. Дополнение, в свою очередь, сходно с первичным эк спериментом и частично повторяет его, но идет дальше и имеет по крайней мере одну особенность. Более того, при экспериментах-дополнениях нередко использу ется термин частичное повторение, означающий часть эксперимента, повторяю щую какой-либо отрезок проведенной ранее работы. Иногда для описания поша гового воспроизведения эксперимента используются термины «точное повторе ние» или «прямое повторение». 1 1 6 Глава 3. Разработка идей для психологических исследований В целях обучения процедура точного повторения использовалась в известной лаборатории И. П. Павлова в России. Когда в лабораторию приходил новый со трудник, его первой работой было повторение некоторых поставленных ранее эк спериментов (Babkin, 1949). Таким образом, Павлов создал систему непрерывной проверки результатов в ходе выработки у новых исследователей навыков для про ведения исследований, дополняющих сделанные ранее открытия. Однако в общем точное повторение проводится редко, по той простой причине, что ученые теряют в карьерном росте, если вся их работа состоит в повторении того, что сделал кто-то другой. Обычно точное повторение проводится только в том случае, если по пово ду некоторых открытий возникают серьезные вопросы. Например, если несколько исследователей пытаются развить определенное открытие и их эксперименты включают частичное повторение, которого не удается добиться, может возникнуть необходимость в возвращении к оригинальному эксперименту и его точном повто рении, чтобы выяснить степень надежности сделанного открытия. Как вы помни те из предыдущей главы, неудачные попытки повторения экспериментов также приводят иногда к обнаружению научного мошенничества. Эксперимент Мэриена, Вернера и Кула (Marean, Werner and Kuhl, 1992) пред ставляет собой хороший пример одновременных повторения и дополнения иссле дования. Ученых заинтересовал вопрос, различают ли двухмесячные дети гласные звуки. Эксперимент был дополнением проведенного ранее исследования, показав шего, что шестимесячные дети обладают такой способностью. Мэрией и др. хо тели узнать, развита ли эта способность у детей младше шести месяцев. В ходе эксперимента они исследовали двух- и трехмесячных детей и как частичное по вторение предыдущего эксперимента включили в число испытуемых также шес тимесячных детей. В целом эксперимент показал, что уже в два месяца дети по- разному реагируют на два различных гласных, произнесенных одним человеком, но показывают одинаковую реакцию на один гласный, произнесенный разными людьми. Это означает, что они проводили различие на основе общих характери стик гласных звуков, а не по индивидуальным акустическим особенностям двух разных голосов.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Повторение и дополнение» з дисципліни «Дослідження в психології: методи і планування»