ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Психологія » Дослідження в психології: методи і планування

Фальсифицируемость
Мнение о том, что психологические теории должны быть настолько хороши, что­
бы они были способны объяснить все возможные результаты исследований, явля­
ется распространенным заблуждением. В действительности теория, Которая пре­
тендует на объяснение всего, просто недоработана, и в очень серьезной степени.
Чтобы понять, почему это так, необходимо рассмотреть подход к проверке теорий,
впервые предложенный в 1959 г. теоретиком науки Карлом Поппером. Этот под­
ход был учтен выше, когда мы обсуждали возможности доказательства и опровер­
жения теорий.
Согласно Попперу, наука развивается в процессе создания теорий и дальней­
ших попыток их опровержения, или фальсификации. Устойчивые к постоянным
попыткам фальсификации теории считаются возможно истинными (с ударени­
ем на «возможно»). Вспомните сделанное ранее замечание о том, что уверенность
в правильности теории растет с ростом индуктивного подтверждения. Однако
вследствие ограниченности метода индукции уверенность никогда не становит­
ся абсолютной. Например можно привести 100 примеров, которые обеспечат ин­
дуктивное подтверждение суждения «Все птицы могут летать», но достаточно
одной нелетающей птицы (например, киви), чтобы разрушить его. Аналогично
100 сделанных на основании теории предсказаний могут поддержать ее, а одно
опровержение может дискредитировать по принципу modus tollens. Конечно, как
мы уже видели, на практике одно опровержение никогда не приводит к полному 110 Глава 3. Разработка идей для психологических исследований
отказу от теории, но тем не менее, с точки зрения Поппера, опровержение долж­
но иметь приоритет над подтверждением или, по крайней мере, очень тщательно
изучаться.
Если Поппер прав, то теории должны строиться таким образом, чтобы выведен­
ные из них гипотезы в принципе могли быть опровергнуты. Должна существовать
возможность получения экспериментального результата, способного опровергнуть
гипотезу. Следствием этого являются требование известной точности в определе­
нии терминов, что было отмечено выше, а также принятие теорией возможности
быть опровергнутой.
Как вы помните из главы 1, одна из характерных особенностей псевдонауки —
это тенденция уклоняться от опровержений. Другими словами, псевдонаучные
теории не проходят проверку на фальсифицируемость. Примером может служить
френология — как вы помните, френологи приспосабливают свою теорию к объяс­
нению (точнее, к оправданию) всех возможных отклонений, и таким образом со­
здают впечатление ее безошибочности. Но, объясняя все, она по сути не дает воз­
можности делать предсказания. Означает ли большая зона «жадности» у челове­
ка, что этот человек — вор? Согласно френологии, это возможно, но если жадность
компенсируется большой зоной «скромности», то человек может и не быть вором.
Такое рассуждение весьма неудовлетворительно.
Серьезный недостаток подхода Поппера заключается в том, что он не учитыва­
ет психологические особенности исследовательской работы — большинство иссле­
дователей в разгаре выполнения программы точно так же, как френологи, выраба­
тывают личное отношение к своим теориям и начинают искать подтверждающие
свидетельства. Но в противоположность френологам и другим псевдоученым, на­
стоящие ученые хорошо понимают важность стратегии фальсификации. Хотя ис­
следователи и надеются найти подтверждение своих теорий, они всегда стараются
ставить эксперименты, дающие возможность исключить то или иное объяснение
опытного факта.
Обычная стратегия состоит в том, что в случае возможности нескольких объяс­
нений ставится ряд экспериментов, в результате которых последовательно опро­
вергается один из вариантов и подтверждаются остальные. Например, в исследо­
вании Селигмана по изучению выученной беспомощности был разработан экспери­
мент с использованием триадного плана, который давал возможность опровергнуть
предположение, что состояние беспомощности — это результат травмы, вызванной
электрическим шоком. В двух группах собак, которые получали одинаковое коли­
чество электрических разрядов, не было выявлено признаков выученной беспо­
мощности там, где собаки могли контролировать шок, тогда как в другой группе
возник ожидаемый эффект. Такие результаты позволили Селигману отбросить
(т. е. фальсифицировать) версию, предполагавшую, что состояние беспомощности
зависит исключительно от количества полученного электрошока.
Исследование мнимых способностей одной лошади к математике и чтению —
известный исторический пример применения стратегии фальсификации. Описа­
ние истории Умного Ганса — лошади с мнимыми интеллектуальными способно­
стями — приведено во вставке 3.3.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Фальсифицируемость» з дисципліни «Дослідження в психології: методи і планування»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Статті формування власного капіталу
Історизми, архаїзми, неологізми і фразеологізми
ВАЛЮТНИЙ КУРС
Сдвинуть земной шар
Склад і структура ресурсів комерційного банку


Категорія: Дослідження в психології: методи і планування | Додав: koljan (06.02.2012)
Переглядів: 640 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП