ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Психологія » Дослідження в психології: методи і планування

История — случайные открытия: эффект края
Одно из самых важных исследований второй половины XX в. по психологии зрительной си­
стемы было инициировано случайным открытием, сделанным в лаборатории Гарвардского
университета Дэвидом Хьюбелем и Торсеном Уиселем (Hubel & Wisel, 1959). Они изучали
функционирование отдельных нейронов на различных участках зрительного пути с целью
определить, могут ли нейроны активироваться в соответствии с определенными стимулами.
Экспериментальная установка состояла из экрана, на который проецировались различные
образы. Голова наблюдавшей их кошки была зафиксирована в определенном положении, а в
отдельные клетки ее зрительной системы были имплантированы электроды. (Уже в начале
50-х гг. процедура была настолько точно разработана, что можно было изучить активность
отдельного нейрона.)
Хьюбель и Уисель расчитывали, что нейрон будет возбуждаться в ответ на проецирование
на сетчатку глаза кошки черных или белых точек. Их первые попытки были неудачными.
«Положение контакта микроэлектрода по отношению к коре было настолько устойчивым,
что мы могли следить за одной клеткой в течение приблизительно девяти часов. Мы пере­
пробовали все, что только приходило нам в голову, чтобы заставить электрод возбудить­
ся» (Hubel, 1998, р. 69).
Хьюбель и Уисель упорно продолжали эксперименты и через некоторое время сконцентри­
ровались на одном определенном участке сетчатки. Их заинтересовал тот факт, что про­
хождение точки через эту область иногда вызывало возбуждение нейрона, но при этом
далеко не всегда: «После приблизительно пяти часов борьбы мы внезапно заметили, что
стекло (слайд) с точкой иногда вызывает ответную реакцию, но было похоже на то, что эта
реакция никак не связана с точкой. Постепенно мы поняли: она вызывалась четкой, но сла­
бой тенью, отбрасываемой краем стекла, когда мы опускали его в щель аппарата. Вскоре
мы убедились, что тень вызывает эффект, только если проходит через определенный не­
большой участок сетчатки, и что край слайда должен занимать определенное положение в
пространстве. Самым удивительным был контраст между пулеметной очередью, которой
следовали реакции при правильном положении стекла, и полным их отсутствием, если мы
изменяли положение или просто освещали яркой вспышкой глаза кошки» (Hubel, 1988,
р. 69-70; курсив мой. - Дж. Г.).
Неожиданное открытие того, что существуют особые клетки зрительной системы, реагиру­
ющие на края и контуры, имеющие определенное положение в пространстве («детекторы
края»), было только началом. Хьюбель и Уисель разработали расширенную исследовательс­
кую программу определения разновидностей стимулов, приводящих в действие клетки на всех
уровнях зрительного анализатора. Это открытие в 1981 г. принесло ученым Нобелевскую пре­
мию. В их работе отразилась та страсть ученых к проведению исследований, о которой мы
говорили в главе 1 в связи с Гибсон и Скиннером. Рассказывая о годах исследований зри­
тельных рецепторных полей (примерно с 1950 по 1980 г.), Хьюбель писал: «Я считаю, мне
повезло, что я пережил эту эпоху радостных волнений. Некоторые эксперименты были очень
тяжелыми, или они часто казались такими к 4 утра, особенно если шли неудачно. Но 98%
времени мы были захвачены работой. Нейрофизиологические эксперименты дают момен­
тальный эффект: можно сразу наблюдать ответную реакцию клетки на использованный
стимул, а часто и одновременно понимать, какие функции мозга обеспечивают эти реак­
ции» (Hubel, 1988, p. vii). 1 0 4 Глава 3. Разработка идей для психологических исследований
Теории различаются в зависимости от широты охвата материала. Некоторые из
них стремятся наиболее широко охватить разные стороны поведения — примером
является теория стадий Эриксона, объясняющая развитие и функционирование
личности в различные периоды жизни. Но чаще теории более прицельно сфокуси­
рованы на отдельных аспектах поведения. Например, в социальной психологии
теория справедливости направлена на объяснение взаимодействия людей в терми­
нах вознаграждений, затрат и справедливости. В анормальной психологии с помо­
щью теории выученной беспомощности пытаются объяснить психологическую де­
прессию. Теории также различаются по степени точности: некоторые из них имеют
точное математическое выражение, другие описаны более просто и представляют
собой набор логически связанных утверждений.
Для иллюстрации того, как возникают и развиваются теории, а также их важ­
ных особенностей, рассмотрим более подробно пример теории выученной беспо­
мощности. Эта теория была выведена из исследования научения животных, а затем
применена к проблеме депрессии у людей. Она является примером случайного от­
крытия: приобретенная беспомощность была впервые обнаружена эксперименталь­
но совершенно неожиданно, в ходе исследования, преследовавшего абсолютно
иные цели.
Это произошло во время работы аспирантов Расселла Лифа и Брюса Овермира
в лаборатории Ричарда Соломона в Пенсильванском университете (Peterson,
Maier & Seligman, 1993). Они проверяли предсказания, сделанные на основании
теории обусловливания избегания, в подробности которой мы не будем вдаваться.
В целом, они хотели перенести классическую условную реакцию на оперантную
ситуацию избегания. Сначала они выработали у собаки условно-рефлекторный
страх музыкального тона, сочетая его с электрическим разрядом. Использовалась
предложенная И. П. Павловым процедура обусловливания, при которой собака
удерживается в фиксированном положении похожим на сбрую устройством, на­
званным «станок Павлова». Звучал сигнал, и подавался короткий электрический
разряд. Через некоторое время сигнал превратился в условный раздражитель и со­
бака начала его бояться. После первичного обусловливания Овермир и Лиф поме­
стили собаку в «космический ящик» — камеру с небольшой перегородкой посереди­
не. Они собирались научить собаку прыгать со стороны А на сторону Б при получе­
нии электрического разряда на стороне А, а также избегать разряда, перепрыгивая
на противоположную сторону, при звуке сигнала, реакция на который уже была
выработана. К их удивлению, когда собака получала разряд на стороне А, она не
реагировала на это так, как обычно делают собаки (они начинают бегать и спаса­
ются от разряда, случайно перепрыгнув через перегородку на сторону Б). Вместо
этого, после непродолжительных хаотических движений, собака переставала со­
противляться, пассивно воспринимала разряд, часто ложилась на решетку и ску­
лила (Overmier & Leaf, 1965).
Еще один аспирант Ричарда Соломона, Мартин Селигман, когда Овермир по­
казал ему одну из «беспомощных» собак, очень заинтересовался этим явлением и
начал изучать его более подробно. Была проведена серия экспериментов, направ­
ленных на выявление условий, при которых проявляется странное поведение.
Например, на начальной стадии собака получала электрический разряд в станке Разработка исследований на основе теорий 105
Павлова, хотела избежать его, но не могла, и постепенно прекращала попытки. Чем
вызвана наступающая пассивность, самим повторяющимся разрядом или тем, что
собака ничего не может с ним поделать (т. е. не может контролировать его)? Что­
бы отделить эффект самого разряда от эффекта отсутствия контроля, Селигман и
его коллеги провели несколько экспериментов, используя разработанный ими
«триадный» план (Seligman, 1975). Одни собаки как и раньше получали электри­
ческий разряд, которым не могли управлять, другие получали такой же разряд, но
могли отключить его, совершив некоторые действия, а третьи вообще не получали
разряд 1 . Результат был недвусмысленным: беспомощность демонстрировали толь­
ко собаки, перенесшие шок, которые не могли управлять получаемым разрядом
(Seligman, 1975). Другие эксперименты показали, что собаки могут выработать
«иммунитет» к беспомощности, если будут иметь возможность контролировать
разряд, даже если затем потеряют эту возможность (Seligman & Maier, 1967).
Селигман назвал этот феномен «выученной беспомощностью». Он заключается
в приобретенном нежелании избегать травматического воздействия после неодно­
кратного повторения неудачных попыток контролировать его (Seligman, 1975). Со­
бака понимала, что в станке Павлова шока невозможно избежать несмотря на все уси­
лия, и прекращала попытки. Впоследствии, Селигман и его коллеги распространили
свою теорию выученной беспомощности на человеческую психопатологию, а именно
на теорию депрессии. С точки зрения теории выученной беспомощности депрессия
развивается в результате переживания повторяющихся негативных событий, кото­
рых нельзя избежать или проконтролировать. Основные составляющие теории Се­
лигман изобразил следующим образом (Seligman, 1975, р. 47):
Процесс начинается с получения животным информации (через опыт) об от­
ношениях между его поведением в определенных обстоятельствах и последствия­
ми этого поведения (возможная ситуация). Селигман предположил, что выучен­
ная беспомощность может развиться, если животное поймет, что ситуация никак
не связана с его ответной реакцией. Нормально животное переживает позитивные
или негативные последствия своего поведения, а в данном случае его поведение
совершенно непредсказуемым образом не приводит ни к каким последствиям.
В результате формируется определенная «познавательная репрезентация возмож­
ной ситуации»: например, субъект начинает ожидать, что его действия не возыме­
ют реальных последствий. Так, собака в станке Павлова, несмотря на разнообраз­
ные попытки вырваться из ремней, все равно получает электрический разряд. Ожи­
дание этого приводит к закреплению поведенческой беспомощности. Селигман
также предположил, что у людей выученная беспомощность может проявляться в
виде психологической депрессии, так как после многих неудачных попыток конт­
роля над последствиями своего поведения люди также могут прекратить их.
' Об этом виде исследовательского плана, плане с эквивалентной контрольной группой, вы узна­
ете в главе 7. 1 0 6 Глава 3. Разработка идей для психологических исследований
«Ожидание» в данной теории — это пример того, что психологи называют кон­
структом. Конструкт — это гипотетический фактор, который невозможно наблю­
дать непосредственно, его существование можно предположить на основании оп­
ределенного поведения и определенных обстоятельств. Конструкт, названный
«ожидание» — это основа теории Селигмана, в которой оно является «причиной
мотивационного, познавательного и эмоционального истощения, сопровожда­
ющих беспомощность» (Seligman, 1975, р. 48). Наличие ожидания в данном смысле
может а) быть логически выведено из факта прекращения животным попыток из­
бежать отрицательного воздействия и б) предположительно иметь причиной по­
вторение безуспешных попыток контроля за событиями.
Важным компонентом любой теории является ее способность к развитию на
основе новых данных. Ни одна теория не абсолютна, и, как вы узнаете, прочитав
еще несколько страниц, теория Селигмана — не исключение. Ход ее развития ил­
люстрирует взаимные отношения между теорией и фактами, а также демонстри­
рует важную характеристику хорошей теории — возможность предсказаний на ее
основе, которые создадут почву для новых исследований. На этом необходимо
остановиться подробнее.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «История — случайные открытия: эффект края» з дисципліни «Дослідження в психології: методи і планування»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Склад – найменша вимовна одиниця
ВВЕДЕННЯ В ДІЮ ОБ’ЄКТІВ ІНВЕСТУВАННЯ
Цифрові системи передачі даних
Інвестиційний ринок та його інфраструктура
ЗАКОН ГРОШОВОГО ОБІГУ


Категорія: Дослідження в психології: методи і планування | Додав: koljan (06.02.2012)
Переглядів: 728 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП