Вне зависимости от того а) посвящено исследование изучению фундаментальных или прикладных проблем или б) проводится в лаборатории или в полевых усло виях, оно всегда начинается с постановки вопроса. Как вы помните из главы 1, я обозначил эти вопросы как эмпирические. Такие вопросы имеют две важные осо бенности: ответом на них должны быть факты, а все используемые термины долж ны быть точно определены. Из главы 1 мы увидели, что по поводу таких очень интересных вопросов, как «Добры или злы люди по своей природе?» или «Существует ли личный Бог?», каж дый может прийти к собственному выводу. Также возможно убедить остальных в сво ей правоте с помощью метода априори (по терминологии Пирса), но невозможно для ответа на них привести эмпирические данные. Следует отметить, однако, что возможны эмпирические вопросы о добре, зле и религии. Например: • Какова взаимосвязь между верой в Бога и страхом смерти? • Влияет ли вера в Бога на уровень болевого порога смертельно больных па циентов? • Как влияет наличие альтруистически настроенного сиблинга на стремление стать донором крови? Постановка эмпирических вопросов 99 Обратите внимание на то, что каждый из этих вопросов позволяет тем или иным способом собрать данные для получения ответа. Но прежде, чем производить сбор данных, необходимо произвести дальнейшее уточнение содержания вопросов. Эту задачу можно назвать задачей «операционализации» терминов вопроса. Процесс точного определения терминов — это вторая особенность постановки эмпириче ских вопросов. Операциональные определения Термин операционизм впервые появился в 20-х гг. XX в. в работе гарвардского физика Перси Бриджмэна «Логика современной физики» (The Logic of Modem Physics, 1927). Бриджмэн указал, что научная терминология должна быть абсолют но объективной и точной, а все понятия должны быть определены в терминах вы полняемых операций. Такой вид определений был назван операциональными опре делениями. Длина некоего объекта, к примеру, может быть операционально опреде лена с помощью набора установленных заранее процедур. По мнению Бриджмэна, «понятие длины тогда определено, когда установлены операции, с помощью кото рых измеряется длина, — это означает, что понятие длины включает в себя не боль ше и не меньше чем набор операций» (Bridgeman, 1927, р. 5). Учитывая тенденцию психологов-экспериментаторов заимствовать подходы из более «взрослых» наук, неудивительно, что операционизм был принят психологи ческим сообществом, как только появился. Но строгий операционизм долго не про существовал в психологии, отчасти потому, что уравнивание понятия и набора операций накладывает слишком сильные ограничения на понятие. Для психоло гов проблема операционизма свелась к вопросу о том, как реализовать его на прак тике, имея дело с такими сложными психологическими явлениями, как агрессия, креативность, депрессия и т. д. Физикам не так трудно прийти к согласию, прини мая набор процедур для измерения длины линии, но как можно представить в виде операций, к примеру, понятие «агрессии»? Даже если социальные психологи со гласятся с тем, что «агрессия — это поведение, выражающее намерение причинить вред» (Aronson, 1999a), какие именно действия должны измеряться в соответствии с данным пониманием? В литературе по агрессии этот термин был операциональ но определен как тип поведения, варьирующийся в пределах от воздействия элек трошоком, сигналов автомобилиста и до затруднения выполнения необходимой задачи путем нажатия кнопки. Разве возможно здесь использование одного вида измерений? Несмотря на проблематичность строгого применения операциональных опре делений, теория операционизма сыграла свою роль в психологии и научила иссле дователей четко определять используемые термины (Hilgard, 1987). Это особенно важно, если принять во внимание, что большинство психологических исследова ний использует понятия, для которых можно привести множество определений. Например, представьте себе исследование, посвященное изучению влияния голо да на поведение в лабиринте. «Голод» — это термин, который может относиться к разным явлениям. Его нелегко определить для крысы: когда можно утверждать, что крыса голодна? Решить проблему можно с помощью операционального определе ния: выразить понятие в терминах процедуры (не кормить крысу в течение 24 ча-100 Глава 3. Разработка идей для психологических исследований сов — разумно предположить, что такие действия вызовут голод) или в терминах поведения (создать ситуацию, в которой крыса вынуждена усиленно работать, что бы получить еду, — разумно предположить, что сытая крыса не станет выполнять задание). Точность операциональных определений имеет одно важное следствие — они обеспечивают возможность воспроизведения экспериментов. Как вы узнали из глав 1 и 2, возможность повторения — это важная особенность любого научного исследования. Ограничения, налагаемые необходимостью точного определения терминов, не слишком удручают психологов-исследователей, так как требование точности увеличивает уверенность в надежности теорий поведения. Психологи также используют понятие сходящихся операций, означающее ряд исследований, использующих несколько отличные операциональные определения и эксперимен тальные процедуры, которые тем не менее приходят к одинаковым выводам; в ито ге наше понимание механизмов поведения растет. Так, если отличные эксперимен ты по изучению влияния голода на обучение прохождению лабиринта приводят к одному и тому же выводу (даже если использовались разные операциональные определения голода и научения), то будет высока уверенность в том, что найден закон соотношения голода и успешности научения. Умение ставить точные эмпирические вопросы требует некоторой тренировки техники постепенного сведения общих тем к конкретным вопросам. Эмпирические вопросы могут иметь разные основания: они могут происходить из а) ежедневных наблюдений над поведением, б) необходимости решить конкретную проблему, в) желания подтвердить или опровергнуть теорию или г) других оставшихся без ответа вопросов. При разработке идей исследования особенно полезно обладание навыками креативного мышления.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Постановка эмпирических вопросов» з дисципліни «Дослідження в психології: методи і планування»