Этические основы разработаны в первую очередь в помощь исследователям, про водящим эксперименты с животными, но животные также часто используются в образовательных целях: для демонстрации особого типа поведения, для обучения студентов процедурам исследований, а также для того, чтобы студенты могли по лучить непосредственный опыт изучения таких известных феноменов, как клас сическое и оперантное обусловливание. В противоположность ситуации исследо вания использование животных при обучении не приводит непосредственно к формированию новых знаний, поэтому преподавателю для достижения заданной цели необходимо использовать как можно меньше животных, а также обдумать возможность альтернативных процедур. Например, вместо того чтобы каждый се местр при чтении вводного психологического курса для демонстрации одной и той же закономерности (например, формирования условных рефлексов путем после довательного приближения к конечной цели) использовать новую крысу, препо даватель может проделать это один раз, а в будущем демонстрировать видеозапись. Иногда живую процедуру можно заменить компьютерной симуляцией различ ных феноменов — существует несколько превосходных симуляций как классиче ского, так и оперантного обусловливания. Симуляции могут быть весьма эффектив ны (и необходимы в случае небольших учебных заведений, которые не могут обеспе чить соблюдение федеральных правил по подобающему обращению с животными), но научить компьютерную крысу нажимать рычаг — не совсем то же, что научить реальную крысу. Студенты часто переживают глубокое понимание мощи ситуатив-ного подкрепления, когда наблюдают его лично. Непосредственный опыт работы с животными в студенческой учебной лаборатории подтолкнул многих студентов к выбору профессии психолога-исследователя (Moses, 1991). В целом, большинство психологов одобряют использование животных для ис следования поведения, осознавая при этом необходимость тщательного анализа обоснованности каждого эксперимента с животными. Исследования с участием животных внесли существенный вклад в наше понимание поведения и обещают помочь в поисках решений проблем СПИДа, болезни Альцгеймера, психических заболеваний и других проблем человечества.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Использование животных в образовательных целях» з дисципліни «Дослідження в психології: методи і планування»