Вы, вероятно, помните из курса общей психологии, что при проведении психоло гических экспериментов в качестве объекта исследования иногда используют жи вотных. Хотя некоторые считают, что психологи больше изучают крыс, чем людей, в реальности эксперименты с животными составляют лишь малую часть всех исследований в области психологии, а точнее около 7-9% (Gallup & Suarez, 1985b). 74 Глава 2, Этика психологических исследований Тем не менее такие исследования позволили сделать значительный вклад в улуч шение жизни человека (Domjan & Purdy, 1995). Есть несколько причин для использования животных в психологических иссле дованиях. Методологическая сторона состоит в том, что условия жизни, наслед ственность, рост и развитие животных несложно контролировать, а этическая в том, что, по мнению большинства психологов-экспериментаторов, при определенных мерах предосторожности животных можно использовать в таких исследованиях, которые не могут проводиться на людях. Обратимся снова к исследованию визу альной пропасти Элеанор Гибсон (Gibson & Walk, 1960). Тридцать шесть младен цев в возрасте от 6 до 14 месяцев последовательно помещали в центральную точку аппарата. Тогда как на «мелкой» стороне они демонстрировали явное желание ползать, на «глубокой» они испытывали страх и ползать не решались. Это показы вает, что они были в состоянии определить высоту и сделать из этого некоторые выводы. Означает ли это, что восприятие высоты является врожденным? Нет, так как дети уже обладали опытом восприятия расстояния, полученным в течение 6- 14 месяцев. Для устранения этого опыта было бы необходимо растить ребенка в ус ловиях полной визуальной изоляции, что, конечно, невозможно. Однако эта про цедура приемлема в случае животных, отчасти из-за того, что не нужно поддержи вать длительную изоляцию, поскольку животные очень быстро приспосабливаются к окружающей среде, иногда в течение нескольких минут. Гибсон и Уолк экспери ментировали с различными видами животных — от крыс и котят до ягнят. Они изо лировали их с рождения до тех пор, пока животные не смогут самостоятельно пе редвигаться, а затем проверяли их реакцию на визуальную пропасть. Они обна ружили, что восприятие высоты (по крайней мере как показали эксперименты с прибором, симулирующим пропасть) у видов животных с ведущим зрительным анализатором встроено в систему зрения.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Этические основы исследований с участием животных» з дисципліни «Дослідження в психології: методи і планування»