Мы рассматриваем эту тему в начале книги, так как она очень важна — этиче ские нормы непременно должны соблюдаться на всех этапах исследовательского процесса. Изучив данную главу вы сможете: • рассказать об истории разработки этического кодекса и о различиях между общими принципами и частными стандартами; • охарактеризовать роль Исследовательского совета (IRB — Institutional Re view Board) и назвать требования, которые должны выполняться, чтобы IRB разрешил проведение исследований; • объяснить, из чего складывается моральная ответственность исследовате лей. Сформулировать ее специфику в зависимости от типа испытуемых, на пример, взрослых или представителей определенных социальных групп; • привести аргументы за и против использования животных в психологиче ских исследованиях; • объяснить, из чего складывается моральная ответственность исследователей при работе с животными; • описать разновидности мошенничества в науке и объяснить его причины. Этика — это система принципов, обеспечивающих моральное поведение. Вес ти себя этично — значит поступать правильно. Существуют этические обязатель ства в отношении различных областей психологических исследований. Психоло ги-исследователи обязаны: а) обращаться с испытуемыми людьми с уважением и не нарушать их права, б) заботиться о благополучии животных, участвующих в исследовании, и в) быть честными при сборе и обработке данных. ' Люди, конечно, тоже являются животными. Когда говорится об исследовании с участием животных, подразумеваются животные, не являющиеся людьми. Обзор задач главы 53 Прежде чем вы приступите к изучению этического кодекса АРА, рекомендую вам прочитать вставку 2.1, в которой описано одно очень известное этически не корректное исследование. Эксперимент с маленьким Альбертом часто называют в качестве примера новаторского исследования детского страха, но он также явля ется и примером весьма сомнительного этически поведения.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Этика психологических исследований» з дисципліни «Дослідження в психології: методи і планування»