23 июня 1992 г. президент Джордж Буш вручил Элеанор Гибсон Национальную медаль за научные достижения (National Medal of Science) — наивысшую награду для ученого. Восьмидесятидвухлетняя Элеанор Гибсон была награждена за то, что по святила всю свою жизнь исследованиям в области психологии развития и изучению всевозможных вопросов, от обучения чтению до восприятия пространственной глу бины. Студентам она известна своими исследованиями «визуальной пропасти». Элеанор Гибсон была увлеченным исследователем, не отступающим перед ли цом самых серьезных препятствий — а для нее главным препятствием была диск риминация женщин-ученых. Она обнаружила это, приехав в Йельский универси тет в 1935 г. для работы в лаборатории по изучению приматов Роберта М. Йеркса. (Йеркс был известен своей работой в областях сравнительной психологии и те стирования умственных способностей.) Элеанор Гибсон была поражена первой встречей с ним. Как она позднее вспоминала, «он встал, подошел к двери, открыл ее и сказал: "В моей лаборатории женщин нет"» (Gibson, 1980, р. 246). Не упав духом, Гибсон убедила крупного бихевиориста Кларка Халла в том, что она способна быть ученым, и защитила у него докторскую диссертацию. В конце 1940-х гг. она вместе со своим мужем Джеймсом Гибсоном (еще одно известное имя, на этот раз в связи с исследованиями восприятия) приехала в Корнелльский университет, в котором проработала 16 лет научным сотрудником, не получая зар плату, прежде чем ее признали профессором 1 . Именно в это время, когда ее статус был неопределен, она завершила работу по изучению развития восприятия. Ра дость и волнение чувствуются в ее описании первых экспериментов с «визуальной пропастью». 1 В Корнелльском университете ей все это время не платили за работу, но она получала гранты за многочисленные удачные исследования, проведенные и описанные ею (например, гранты Фонда Рокфеллера, Национального научного фонда, Министерства образования США). Страсть к исследованию (часть 1) 45 Рис. 1.3. Элеанор Гибсон получает Национальную медаль за научные достижения в 1992 г. Ее проект состоял из серии исследований, посвященных развитию восприятия, проводимых на крысах. Работа велась совместно с ее коллегой по Корнеллу Ричар дом Уолком, который, также как и она, интересовался вопросами отражения про странственных отношений в зрительном восприятии. Во время службы в армии Уолк изучил методику обучения прыжкам с парашютом, а впоследствии на кор- нелльской «ферме-полигоне» Гибсон наблюдала, как новорожденные козлята ведут себя, чтобы не упасть с поднимающейся платформы. Стоит отметить, что она страдала «развившейся после посещения Гранд-Каньона боязнью высоты» (Gibson, 1980, р. 258). Вместе с ассистентом они наскоро собрали прибор, состоящий из стеклянной платформы, поддерживаемой перекладинами. Одна половина стекла была снизу затянута бумагой, а через вторую в нескольких футах внизу был виден пол. Первую попытку совершили несколько крыс, оставшиеся после других эксперимен тов... Мы опустили платформу так, чтобы расстояние от пола до верхней плоскости стекла составило три дюйма, и посадили туда крыс. Нас интересовал вопрос, будут ли крысы случайным образом выбирать сторону для спуска. Случившееся было гораздо интереснее наших предположений — все крысы спусти лись с той стороны платформы, которая была затянута бумагой. Мы быстро поме стили лист бумаги иод вторую половину платформы и повторили эксперимент. На этот раз крысы спускались с обеих сторон. После этого мы построили соответству ющий прибор с управляемым освещением и т. д. Все работало замечательно. Gibson, 1980, р. 259; курсив мой. — Дж. Г. В 1960 г. Гибсон и Уолк продолжали эксперименты с различными видами живот ных и людьми. Исследования «визуальной пропасти», показавшие, что уже младен цы в возрасте 8 месяцев не хотят перемещаться на «сторону обрыва», даже если там находится мама, теперь хорошо известны всем студентам, изучающим психологию.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Элеанор Гибсон» з дисципліни «Дослідження в психології: методи і планування»