Выдающийся журналистский (и не только) прием, часто употребляющийся в форме вопроса, который помимо призыва содержит и какое-то утверждение: констатацию фактов или даже оскорбление. Это развернутое высказывание фокусирует внимание собеседника на ответной реакции, а дискуссия начинает вестись вокруг содержания призыва. Чем дальше отстоит по смыслу призыв от предшествующего ему утверждения, тем труднее для нас сначала его проверить и принять (или отвергнуть), а затем ответить. Позитивная цель таких призывов, так же как и призывов, повышающих мотивацию, состоит в утверждении положительного настроя беседы. Такое обращение «облагораживает» разговор» воздает должное собеседнику. Негативная цель проявляется в использовании отрицательных высказываний, при этом происходит обращение к собеседнику с призывом, не относящимся к обсуждаемой теме.
Примеры Позитивно: «Вы эксперт в области управления проектами. Подтвердите, что мы учли все необходимые критерии». Позитивно: «Вы уже затронули некоторые важные моменты, теперь разберем пункты, которые остались невыясненными», Позитивно: «Коммуникация — ваша область. Расскажите подробно о своей квалификации». Негативно: «Коммуникация, к сожалению, не ваша тема, просто так и скажите!» Негативно: «В этом вопросе вы, к сожалению, не разбираетесь, но можете высказать свои замечания...» Негативно: «Несколько проектов вы уже провалили, но все равно, расскажите о своих идеях по поводу нового!»
Упражнение 235. Пожалуйста, закройте книгу или отложите ее в сторону и запишите своими словами, в чем заключаются позитивные и негативные цели таких призывов. Напишите на отдельном листе по три позитивных и негативных призыва!
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Призывы-мостики» з дисципліни «Мистецтво словесної атаки»