ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Психологія » Психогенетика

АУТИЗМ
Аутизм (его называют по-разному: синдром инфантильного аутиз-
ма, детское заболевание аутизма, синдром Каннэра, ранний инфан-
тильный аутизм, ранний детский аутизм [см.: 122]). Как клиническое
состояние был впервые описан Л. Каннэром в 1943 г. на примере 11 де-
тей, отличавшихся, по его характеристике, врожденным недостатком
интереса к людям и повышенным интересом к необычным неодушев-
ленным предметам. Тот факт, что при описании этих детей Каннэр
использовал термин аутизм (прежде употреблявшийся при описании
крайней эгоцентричности и отчужденности мышления шизофрени-
ков), привел к формированию ошибочных представлений о связан-
ности шизофрении и аутизма (А): считалось, что последствиями дет-
ского А являются тяжелые формы психиатрических заболеваний во
взрослом возрасте, чаще всего — шизофрения. Однако за последние
два десятилетия накоплено большое количество экспериментального
материала, свидетельствующего об этиологической самостоятельнос-
ти детского А, в развитии которого особо значимая роль принадлежит
нейробиологическим факторам. Согласно современным международ-

* МКБ — Международная классификация болезней.

400 ным нозологическим классификациям (МКБ*-10 и DSM-IV), А отно-
сится к устойчивым синдромам нарушения психического развития.
Первые проявления А наблюдаются вскоре после рождения или в
течение первых 5 лет жизни. Его основными признаками являются:
‰ нарушение социального развития (отсутствие интереса к соци-
альным контактам с родителями или другими взрослыми, от-
сутствие или недоразвитие комплекса оживления, первых улы-
бок, эмоциональной привязанности);
‰ отсутствие или недоразвитие речи (неспособность ребенка упот-
реблять язык как средство общения, развитие эхолалий, не-
эмоциональность речи и недоразвитие интенциональности речи);
‰ необычные реакции на среду (выраженное стремление к оди-
ночеству, бесцельность поведения, повторяющийся характер
движений, неспособность к ролевым играм, фиксация на од-
ном аспекте предмета);
‰ стереотипность в поведении (стремление сохранить постоянные,
привычные условия жизни и сопротивление малейшим измене-
ниям в окружающей обстановке или жизненном порядке),
Очень небольшое количество больных А способно к проявлению
отдельных исключительных способностей (например, к рисованию и
математическим вычислениям). Однако спектр таких способностей
достаточно узок, и они не компенсируют общий низкий уровень раз-
вития интеллекта и адаптации к среде,
Частота встречаемости А составляет примерно 0,02%, причем сре-
ди мужчин А встречается в 4—5 раз чаще, чем среди женщин. А встре-
чается в разных культурах, среди представителей разных социальных
классов и разного уровня IQ. Около 80% больных А обнаруживают
также умственную отсталость разной степени. Примерно 2% взрос-
лых, больных А, способны к независимому существованию, 33% —
к элементарным формам самообслуживания, 65% нуждаются в посто-
янной помощи и поддержке. Коррекция синдрома А возможна, но для
благоприятного прогноза решающими являются ранняя диагностика
и систематическое, целенаправленное вмешательство.
Этиология А неизвестна. Ранние теории патогенеза А ссылались на
возможные влияния средовых факторов (например, неблагоприятные
родительско-детские отношения, дисфункциональные семьи), но
современные лонгитюдные исследования не подтверждают эти гипо-
тезы, а указывают на часто встречающиеся нарушения функциониро-
вания ЦНС (устойчивость примитивных рефлексов, задержку в уста-
новлении полушарной доминантности, отклонения в ЭЭГ и компью-
терных оценках мозговой активности). Однако специфические дефекты,
ассоциирующиеся с А, еще не выделены. Как группа больные А отлича-
ются высоким уровнем серотонина (нейротрансмиттера) в перифери-

26-1432 401 ческих отделах мозга. Генетические исследования А свидетельствуют о
высокой конкордантности сиблингов, особенно — близнецов.
Конкордантность. При работе с дихотомическими признаками оцен-
кой сходства является конкордантность — статистический показатель, гово-
рящий о том, какой процент членов семьи пробанда страдает исследуемым
расстройством. Существует два типа конкордантности — парная и пробанд-
ная. Парная конкордантность должна подсчитываться в том случае, если
только один член изучаемой пары родственников может рассматриваться
как пробанд. Если же оба члена родственной пары (например, оба близне-
ца) могут считаться пробандами, то должна подсчитываться пробандная кон-
кордантность,
Приведем пример. Представим, что мы работаем с выборкой из 100 пар
МЗ близнецов, причем в каждой из них по крайней мере один близнец стра-
дает анализируемым заболеванием. Для того чтобы подсчитать парную кон-
кордантность, нужно оценить сходство близнецов по исследуемому признаку
в каждой паре, считая пробандом только одного близнеца пары, т.е. мы име-
ем дело со 100 пробандами. Если, например, выяснилось, что в 20 парах оба
близнеца страдают исследуемым заболеванием, а в 80 парах — только один
пробанд, то парная конкордантность равняется 20/100, т.е. 20%. Если же про-
бандом может считаться как первый, так и второй близнец в каждой паре, то
значит мы работаем с выборкой пробандов, которая включает всех близне-
цов (как первых, так и вторых), страдающих исследуемым заболеванием. Тог-
да мы имеем дело со 120 пробандами (40 из конкордантных пар и 80 из дискор-
дантных). Пробандная конкордантность в таком случае будет равна 40/120, т.е.
33%. Иначе говоря, вероятность того, что близнецы людей, страдающих дан-
ным заболеванием, тоже заболеют, составляет 33%.
Изучение генетических механизмов, влияющих на формирование
аутизма, представляло и представляет собой одну из сложных задач
психогенетики детского девиантного развития. Трудность ее опреде-
ляется, во-первых, тем фактом, что А — редко встречающееся забо-
левание и, во-вторых, среди родителей аутичных детей наблюдается
тенденция сознательного ограничения деторождения после появле-
ния в семье аутичного ребенка.
Несмотря на эти сложности, к 1967 г. были опубликованы резуль-
таты нескольких близнецовых исследований, проанализировав кото-
рые М. Раттер [385] пришел к выводу, что на их основании никаких
надежных заключений о генетической природе А сделать нельзя. В те-
чение последующих 10 лет было проведено еще несколько исследо-
ваний, однако полной ясности в картину этиологии А эти работы не
внесли.
Новая волна психогенетических исследований А началась в 1985 г.
с публикации близнецового исследования Е. Ритво с коллегами [377]
или, точнее, с критического обсуждения этой работы. В их исследова-
нии выборка состояла из 40 пар близнецов, отобранных через карто-
теку, созданную для выявления близнецовых пар и семей с высокой
плотностью А. Она собиралась при помощи публикаций в средствах
массовой информации объявления-обращения Американского наци-

402 онального общества аутичных детей (АНОАД). Поскольку, как всегда
в таких случаях, в картотеку вошли только добровольно обратившие-
ся в АНОАД пары, эта группа не представляет собой рандомизиро-
ванную выборку близнецов, построенную на популяционной основе.
Выборка включала 23 пары МЗ и 17 пар ДЗ близнецов. Конкордант-
ность составила 95,7% для МЗ и только 23,5% для ДЗ. Эти оценки
конкордантности статистически надежно различаются и, казалось бы,
поддерживают гипотезу о наличии генетических влияний в форми-
ровании и развитии А. Однако, как уже отмечалось, выборка была
построена на основе добровольного участия близнецовых пар, что
теоретически могло привести к искажениям в ее формировании и,
следовательно, к искажениям результатов.
Незадолго до опубликования работы Ритво с соавторами анализ
результатов предыдущих генетических исследований А [260] позво-
лил обнаружить, что большинство работ, выполненных до 1977 г.,
изначально представляли собой описания отдельных случаев, а род-
ственники пробандов вовлекались в исследования лишь постфактум.
Кроме того, обобщенная выборка, составленная на основе всех опуб-
ликованных исследований и содержавшая всего 32 близнецовых пары,
включала примерно в два раза больше МЗ близнецов, чем ДЗ (22 и
10 соответственно). В генеральной же популяции количество ДЗ при-
мерно вдвое больше, чем МЗ, поэтому выборка, в которой соотно-
шение МЗ и ДЗ обратное (первых вдвое больше, чем вторых), не
является репрезентативной. К тому же во многих исследованиях близ-
нецы ДЗ пар были разнополыми. Поскольку же в формировании А
пол играет весьма существенную роль, это — серьезная проблема
для интерпретации результатов, так как включение разнополых близ-
нецов в анализ ведет к снижению конкордантности ДЗ.
Изучая последствия неадекватных процедур формирования вы-
борки для психогенетических исследований, Раттер и его коллеги
поставили перед собой задачу создания репрезентативной и неиска-
женной выборки, состоящей из пар однополых близнецов, каждая
из которых содержала бы по крайней мере одного аутичного ребенка.
В результате тщательных поисков была составлена выборка из 71 пары
однополых близнецов, отобранных через школы, больницы и близ-
нецовые картотеки. 11 из них были МЗ близнецами. Диагностика А
основывалась на критериях Каннэра [305] и Раттера [386]. В исследо-
ванной выборке 4 из 11 МЗ со-близнецам был поставлен диагноз А, в
то время как ни один из ДЗ со-близнецов не соответствовал диагно-
стическим критериям заболевания. Найденная разница была статис-
тически значима (р < 0,05).
Недавно были опубликованы результаты еще одного близнецово-
го исследования, в котором использовалась подобная схема форми-
рования выборки [412]. Группа исследователей проанализировала все
случаи А, зарегистрированные в Дании, Финляндии, Исландии, Hop-

26* 403 вегии и Швейцарии, с целью отобрать всех больных А к парах од-
нополых близнецов не старше 25 лет. Была найдена 21 пара (11 МЗ и
10 ДЗ) близнецов и одна тройня. Парная конкордантность составила
91% для МЗ близнецов и 0% для ДЗ.
Близнецовые исследования, таким образом, подтверждают гипо-
тезу о генетических влияниях на проявление и развитие А. Однако,
как мы видели, ни в одном из исследований конкордантность МЗ
близнецов не составила 100%. Для объяснения этого феномена были
предложены две гипотезы. Первая касалась этиологической важности
средовых влияний (она подробно обсуждается в разделе о гетероген-
ности А). Согласно второй гипотезе, близнецовая дискордантность по
А может быть результатом того, что этот фенотип представляет собой
крайнюю форму выражения какого-то другого психического заболе-
вания. Возможно, несколько взаимодействующих факторов ведут к фор-
мированию наиболее отклоняющегося фенотипа, коим и является
аутизм, а генетическая предрасположенность существует и для менее
выраженных, менее тяжелых форм аутизмо-подобного дизонтогенеза.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «АУТИЗМ» з дисципліни «Психогенетика»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Аудит товарів
Аудит доходів та витрат іншої діяльності
ТОВАРНА ПОЛІТИКА ПІДПРИЄМСТВА
Загальна характеристика витрат на організацію телекомунікацій
Комп’ютерна телефонія — поняття і застосування


Категорія: Психогенетика | Додав: koljan (05.02.2012)
Переглядів: 1736 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП