ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Психологія » Психогенетика

СТАБИЛЬНОСТЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРИЗНАКОВ В ОНТОГЕНЕЗЕ
Проблемы индивидуализации развития относятся к числу мало
разработанных в возрастной психологии, которая традиционно была
направлена в основном на изучение общих закономерностей развития
и возрастных особенностей психики на разных этапах онтогенеза
(Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин,
Ж. Пиаже, Э. Эриксон и др.). Другими словами, предметом ее изуче-
ния были в основном нормативные, или «общечеловеческие», зако-
номерности психического развития. Формирование индивидуальных
различий рассматривалось не как самостоятельная линия онтогенеза
психики, а как проблема соотношения возрастного и индивидуально-
го в психическом развитии. Между тем имеются определенные осно-
вания полагать, что нормативное развитие и формирование индиви-
дуальных различий имеют различную возрастную динамику, а воз-
можно, и разные механизмы.
Имея разную природу, детерминанты нормативных закономерностей раз-
вития могут не совпадать с детерминантами индивидуальных различий. Бо-
лее того, по некоторым данным, нормативная генетическая детерминация

24-1432 369 реализуется в онтогенезе значительно раньше, чем генетическая детермина-
ция индивидуальных различий. Не исключено также, что первая в основном
обусловлена действием структурных генов, вторая — регуляторных [331, 397].
Феноменологически исследование формирования индивидуальных
различий в онтогенезе упирается в необходимость предварительного
определения их устойчивости, или стабильности.
Теоретическим основанием для выявления устойчивости (стабиль-
ности) индивидуально-психических особенностей ребенка служит
представление о непрерывности (континуальности) развития. Непре-
рывность развития в общем виде интерпретируется как преемствен-
ность процессов психического развития человека и формирования его
индивидуальных особенностей. Она предполагает, что все структур-
но-функциональные изменения психики, возникшие в раннем онто-
генезе, непосредственно связаны и, возможно, в определенной сте-
пени предопределяют более поздние эффекты развития [247].
О непрерывности и преемственности развития судят в первую оче-
редь, оценивая устойчивость, или стабильность, показателей психи-
ческого развития. Однако понятие «стабильность» чрезвычайно емко
и имеет ряд интерпретаций. Например, Дж. Кэган [301] выделяет: 1) ста-
бильность как временную устойчивость некоторой характеристики,
т.е. отсутствие или минимальное изменение этой характеристики при
повторных измерениях; 2) устойчивость соотношения между свой-
ствами одного и того же индивида при изменении их абсолютных
значений в ходе развития (ипсативная или внутрииндивидуальная ста-
бильность); 3) сохранение рангового места в группе (онтогенетичес-
кая стабильность). При оценке непрерывности когнитивного развития
предлагается выделять три типа стабильности: первый характеризует
континуальность идентичного поведения; второй — разных типов по-
ведения, отражающих одни и те же базовые процессы, которые обла-
дают континуальной природой; третий — постоянство самих возраст-
ных изменений, их этапов и последовательности, хотя сроки их про-
явления у разных людей разные [205].
В экспериментальных исследованиях наиболее часто фигурирует
онтогенетическая стабильность, которая подразумевает не отсутствие
изменений в абсолютных значениях показателей созревания, а отно-
сительное постоянство темпа их преобразований в онтогенезе, т.е. ста-
бильность индивидуальных особенностей человека на всем протяже-
нии его жизненного пути. Конкретным показателем онтогенетичес-
кой стабильности служит постоянство рангового места в группе,
которое занимает индивид при повторных обследованиях. Предпола-
гается, что в пределах общих закономерностей онтогенеза есть своя
типология индивидуального развития, одним из проявлений которой
служит более или менее постоянное положение индивида (его ранго-
вого места) в группе представителей своей возрастной когорты.

370 Лонгитюдные исследования, охватывающие иногда большие про-
межутки времени — до 30-40 лет, дают, несмотря на некоторую пе-
строту результатов, доказательства большей или меньшей, но все же
стабильности интеллектуальных особенностей, личностных черт и т.д.
Оценки стабильности имеют возрастную динамику: стабильность оце-
нок интеллекта растет, она тем выше, чем старше сопоставляемые
возраста и чем меньше интервал между ними [см.: Введение; 213].
Стабильными оказываются и такие черты, как экстра-интровер-
сия и нейротицизм, хотя в этой области существуют методические
трудности, снижающие информативность лонгитюдных исследований,
поскольку результаты могут говорить о стабильности самооценки, а
не исследованной черты [250]. Однако другие диагностические техни-
ки (Q-техника, экспертные оценки и т.д.) подтверждают стабиль-
ность личностных черт. Особенно информативны и здесь, очевидно,
обобщенные оценки, полученные так называемым «гетерометодом»,
т.е. объединением разных техник [213].
Таким образом, индивидуальные особенности и в когнитивной, и
в личностной сфере, закономерным образом изменяясь в процессе
развития, отличаются значительной внутрииндивидуальной устойчи-
востью, что позволяет ставить вопрос о роли факторов генотипа и
среды в происхождении этих особенностей на разных этапах онтоге-
неза.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «СТАБИЛЬНОСТЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРИЗНАКОВ В ОНТОГЕНЕЗЕ» з дисципліни «Психогенетика»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: ЕКОНОМІЧНИЙ ЗМІСТ ВИЗНАЧЕННЯ РІВНЯ ЯКОСТІ ПРОДУКЦІЇ
Довірчі (трастові) послуги
ВНЕСОК Дж. М. КЕЙНСА У РОЗВИТОК КІЛЬКІСНОЇ ТЕОРІЇ ГРОШЕЙ
Шляхи активізації інвестування
Іноземні інвестиції


Категорія: Психогенетика | Додав: koljan (05.02.2012)
Переглядів: 795 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП