СТАБИЛЬНОСТЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРИЗНАКОВ В ОНТОГЕНЕЗЕ
Проблемы индивидуализации развития относятся к числу мало разработанных в возрастной психологии, которая традиционно была направлена в основном на изучение общих закономерностей развития и возрастных особенностей психики на разных этапах онтогенеза (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин, Ж. Пиаже, Э. Эриксон и др.). Другими словами, предметом ее изуче- ния были в основном нормативные, или «общечеловеческие», зако- номерности психического развития. Формирование индивидуальных различий рассматривалось не как самостоятельная линия онтогенеза психики, а как проблема соотношения возрастного и индивидуально- го в психическом развитии. Между тем имеются определенные осно- вания полагать, что нормативное развитие и формирование индиви- дуальных различий имеют различную возрастную динамику, а воз- можно, и разные механизмы. Имея разную природу, детерминанты нормативных закономерностей раз- вития могут не совпадать с детерминантами индивидуальных различий. Бо- лее того, по некоторым данным, нормативная генетическая детерминация
24-1432 369 реализуется в онтогенезе значительно раньше, чем генетическая детермина- ция индивидуальных различий. Не исключено также, что первая в основном обусловлена действием структурных генов, вторая — регуляторных [331, 397]. Феноменологически исследование формирования индивидуальных различий в онтогенезе упирается в необходимость предварительного определения их устойчивости, или стабильности. Теоретическим основанием для выявления устойчивости (стабиль- ности) индивидуально-психических особенностей ребенка служит представление о непрерывности (континуальности) развития. Непре- рывность развития в общем виде интерпретируется как преемствен- ность процессов психического развития человека и формирования его индивидуальных особенностей. Она предполагает, что все структур- но-функциональные изменения психики, возникшие в раннем онто- генезе, непосредственно связаны и, возможно, в определенной сте- пени предопределяют более поздние эффекты развития [247]. О непрерывности и преемственности развития судят в первую оче- редь, оценивая устойчивость, или стабильность, показателей психи- ческого развития. Однако понятие «стабильность» чрезвычайно емко и имеет ряд интерпретаций. Например, Дж. Кэган [301] выделяет: 1) ста- бильность как временную устойчивость некоторой характеристики, т.е. отсутствие или минимальное изменение этой характеристики при повторных измерениях; 2) устойчивость соотношения между свой- ствами одного и того же индивида при изменении их абсолютных значений в ходе развития (ипсативная или внутрииндивидуальная ста- бильность); 3) сохранение рангового места в группе (онтогенетичес- кая стабильность). При оценке непрерывности когнитивного развития предлагается выделять три типа стабильности: первый характеризует континуальность идентичного поведения; второй — разных типов по- ведения, отражающих одни и те же базовые процессы, которые обла- дают континуальной природой; третий — постоянство самих возраст- ных изменений, их этапов и последовательности, хотя сроки их про- явления у разных людей разные [205]. В экспериментальных исследованиях наиболее часто фигурирует онтогенетическая стабильность, которая подразумевает не отсутствие изменений в абсолютных значениях показателей созревания, а отно- сительное постоянство темпа их преобразований в онтогенезе, т.е. ста- бильность индивидуальных особенностей человека на всем протяже- нии его жизненного пути. Конкретным показателем онтогенетичес- кой стабильности служит постоянство рангового места в группе, которое занимает индивид при повторных обследованиях. Предпола- гается, что в пределах общих закономерностей онтогенеза есть своя типология индивидуального развития, одним из проявлений которой служит более или менее постоянное положение индивида (его ранго- вого места) в группе представителей своей возрастной когорты.
370 Лонгитюдные исследования, охватывающие иногда большие про- межутки времени — до 30-40 лет, дают, несмотря на некоторую пе- строту результатов, доказательства большей или меньшей, но все же стабильности интеллектуальных особенностей, личностных черт и т.д. Оценки стабильности имеют возрастную динамику: стабильность оце- нок интеллекта растет, она тем выше, чем старше сопоставляемые возраста и чем меньше интервал между ними [см.: Введение; 213]. Стабильными оказываются и такие черты, как экстра-интровер- сия и нейротицизм, хотя в этой области существуют методические трудности, снижающие информативность лонгитюдных исследований, поскольку результаты могут говорить о стабильности самооценки, а не исследованной черты [250]. Однако другие диагностические техни- ки (Q-техника, экспертные оценки и т.д.) подтверждают стабиль- ность личностных черт. Особенно информативны и здесь, очевидно, обобщенные оценки, полученные так называемым «гетерометодом», т.е. объединением разных техник [213]. Таким образом, индивидуальные особенности и в когнитивной, и в личностной сфере, закономерным образом изменяясь в процессе развития, отличаются значительной внутрииндивидуальной устойчи- востью, что позволяет ставить вопрос о роли факторов генотипа и среды в происхождении этих особенностей на разных этапах онтоге- неза.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «СТАБИЛЬНОСТЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРИЗНАКОВ В ОНТОГЕНЕЗЕ» з дисципліни «Психогенетика»