ИССЛЕДОВАНИЕ ГЕНОТИП-СРЕДОВЫХ СООТНОШЕНИЙ В ИЗМЕНЧИВОСТИ КОМПОНЕНТОВ ТЕМПЕРАМЕНТА У ДЕТЕЙ ПЕРВЫХ ЛЕТ ЖИЗНИ
В исследовании М. Риза [по: 318], проведенном на 45-47 парах МЗ близнецов, 38-39 однополых парах и 70-82 парах разнополых ДЗ пер- вых дней жизни (3,7 дня для доношенных и 46,9 дня для недоношен- ных или имевших медицинские проблемы, ликвидированные к мо- менту обследования), у тех и других получены одинаково низкие внут- рипарные корреляции по четырем чертам темперамента (возбудимость, способность успокаиваться и др.) и по характеристикам активности во сне и бодрствовании. Корреляции у МЗ близнецов колеблются в пределах 0,06-0,31, у однополых ДЗ они равны 0,06-0,59, у разнопо- лых — 0,13-0,30. Автор полагает, что главной причиной этого являют- ся пренатальные условия и особенности родов; аргументом в пользу такого объяснения служат корреляции между различиями по пове- денческим характеристикам, с одной стороны, и весом при рожде- нии и тесту Апгар, говорящему о физиологической зрелости ново- рожденного, — с другой. Как заключает Дж. Лоэлин, в этом возрасте гены не являются основным источником индивидуальных различий по темпераменту «или, точнее, еще не являются». В ближайшие месяцы ситуация существенно меняется. В четырех исследованиях, проведенных с близнецами 10 возрастов — от 3 до 12 месяцев жизни (группы МЗ — от 29 до 117 пар, ДЗ — от 18 до 213 пар), использовавших разные методики оценки поведения детей — от лабораторных до наблюдения, только в одном случае сходство в парах ДЗ близнецов оказалось выше, чем МЗ; в остальных 9 возраст- ных группах корреляции МЗ выше, чем ДЗ. Коэффициент наследуемо- сти, правда, пока невелик — в среднем около 30%, но генетические влияния уже вполне отчетливы. Это подтверждается и методом приемных детей: в Колорадском исследовании биологические сиблинги (101 пара в возрасте 1 года) имели корреляцию по шкале Н. Бейли, оценивающей особенности поведения ребенка, равную 0,20, а у 83 пар приемных сиблингов она была практически нулевой (0,09). На следующем, втором, году жизни генотипические влияния еще более отчетливы. В Луизвилльском близ- нецовом исследовании (близнецы 1,5 и 2 лет, 30-83 пары МЗ и 28- 50 пар ДЗ) при оценке поведения ребенка двумя разными методами коэффициенты наследуемости уже достаточно высоки: h 2 = 0,42-0,56, что сопоставимо с величиной генетической детерминации экстравер- сии и нейротицизма у взрослых. По данным того же исследования, в течение первых двух лет МЗ близнецы оказываются более похожими и по возрастной динамике оценок, получаемых по шкалам темперамента и личности; усреднен- ные по нескольким шкалам и возрастным этапам (в пределах 9-48 ме-
16-1432 241сяцев) корреляции таковы: r мз = 0,50; r дз = 0,18. Это может говорить о том, что индивидуальные траектории развития на данном отрезке онтогенеза также испытывают влияние наследственности. Э.Ф. Кириакиди [77] у близнецов 21-25 месяцев жизни (x = 23мес.) оценивала, среди прочего, особенности поведения по методике Н. Бейли (одна из наиболее распространенных и хорошо отработанных шкал для диагности- ки детского развития). Эта часть шкалы объединяется в три фактора, два из которых могут быть отнесены к категории темперамента: эмоциональность — экстраверсия и активность. Результаты показали, что на абсолютные оценки по этим факторам влияют конкретные особенности домашней среды: нали- чие в семье бабушки, систематические игры родителей с детьми, хорошие жилищные условия. Однако внутрипарное сходство и, следовательно, коэф- фициент наследуемости от этих обстоятельств не зависит. Генетический ком- понент обнаружился только в дисперсии оценок эмоциональности (0,30 и 0,47 при двух разных способах вычисления). Индивидуальные различия по активности полностью определяются средой, причем в обоих случаях боль- шую роль играет индивидуальная среда. Но при этом эмоциональность и активность оказались связанными генетической корреляцией (r G = 0,45), что свидетельствует о наличии у них некоторой общей основы, общей системы генов, определяющих вариативность обеих черт. Несколько иной подход к исследованию динамики поведения де- тей был реализован в Нью-Йоркском лонгитюдном исследовании, в котором были выделены 9 компонентов, описывающих динамику поведения ребенка: активность (главным образом двигательная), ре- гулярность (ритмичность появления поведенческих реакций, напри- мер, проявлений голода, отправления физических функций, смены циклов сна и бодрствования и т.д.); приближение-удаление (иначе обозначается как реакция к/от: направление эмоционального и дви- гательного ответа на новые стимулы); адаптивность (реакция на но- вую ситуацию); интенсивность реакции любого знака; порог активно- сти; доминирующее настроение; отвлекаемость (легкость изменения поведения в ответ на новые ситуации); внимание/настойчивость (дли- тельность какой-либо деятельности и способность продолжать ее воп- реки помехам). На основе Нью-Йоркского лонгитюдного исследова- ния А. Торгерсен провела близнецовое исследование, результаты ко- торого в табл. 10.1 [по: 132; гл. VIII]. Таким образом, уже начиная примерно с 9 месяцев жизни проявляется генетически заданная индивидуальность в сфере динамических характерис- тик поведения ребенка, т.е. темперамента. Поданным, полученным в Нью-Йоркском лонгитюдном исследовании (оно началось в 1957 г.; первичная выборка— 133 ребенка раннего возраста), был выделен синдром трудного темперамента. Его признаками являются: низкая ритмичность, преобладание негативного настроения, слабая реакция «к», пло- хая адаптивность и высокая интенсивность реакций. Оказалось, что этот синдром устойчив в первые годы жизни. В Нью-Йор- кском исследовании в парах возрастов получены положительные корреля-
242 Таблица 10.1 Внутрипарное сходство МЗ и ДЗ близнецов в исследовании темперамента А. Торгерсен Возраст Показатели темперамента 2 месяца 9 месяцев 6 лет Активность 1,52 5,26*** 11,34*** Регулярность 4,98** 12,86*** 4,22*** Приближение-удаление 0,83 6,77** 8,80*** Адаптивность 0,57 2,28* 2,23* Интенсивность 2,55* 5,32*** 9,56*** Порог реактивности 2,82** 9,90*** 2,91*** Настроение 1,54 3,31** 3,32** Отвлекаемость 1,40 3,94*** — Внимание-настойчивость " 4,40*** 5,13*** Примечание. Внутрипарное сходство МЗ и ДЗ близнецов оценивалось по соотноше- нию дисперсий внутрипарных разностей. Значимое F-отношение говорит о боль- шем сходстве МЗ по сравнению с ДЗ и, следовательно, о наличии генетического компонента в изменчивости признака.
*р < 0,05; **р < 0,01; ***р < 0,001 ции: 1 год и 2 года — 0,42; 2 и 3 года — 0,37; 3 и 4 года — 0,29; в Колорад- ском проекте аналогичные корреляции даже выше: 0,54, 0,61, 0,54 соответ- ственно. Более того, начиная с трех лет обнаруживаются связи с темпера- ментом в период ранней взрослости (17-24 года): корреляции с оценками, полученными в 1 и 2 года, приближаются к нулю, но затем, в 3 и 4 года, они уже равны 0,31 и 0,37 (подумаем: ведь это интервал в 15-20 лет!). Более того, трудный темперамент детства имеет проекцию в приспособ- ленность взрослого человека к разным сферам деятельности — обучения, социальной, семейной и т.д.; соответствующие корреляции с первым и вто- рым годами жизни нулевые, но с трудным темпераментом в 3 года трудно- сти взрослого уже имеют корреляцию r -0,21, а в 4 года r -0,32 (минус здесь означает, что, чем выше оценки трудного темперамента в детстве, т.е. чем он труднее, тем ниже приспособленность взрослого). По данным упоминавшегося близнецового исследования А. Торгерсен, из пяти компонентов синдрома трудного темперамента в 6 лет три имеют высокую генетическую составляющую (слабая реакция «к», высокая интен- сивность реакций, низкая регулярность: h 2 = 0,94; 0,82; 0,68 соответственно), один — плохая адаптивность — определяется в основном общесемейной сре- дой (с 2 = 0,55), и еще один — негативное настроение — индивидуальной средой (е 2 = 0,63). Правда, в двух последних признаках влияния наследствен- ности тоже констатируются: h 2 = 0,26 и 0,37 соответственно (см. [132; гл. VIII]).
Ви переглядаєте статтю (реферат): «ИССЛЕДОВАНИЕ ГЕНОТИП-СРЕДОВЫХ СООТНОШЕНИЙ В ИЗМЕНЧИВОСТИ КОМПОНЕНТОВ ТЕМПЕРАМЕНТА У ДЕТЕЙ ПЕРВЫХ ЛЕТ ЖИЗНИ» з дисципліни «Психогенетика»