ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Психологія » Психогенетика

ИССЛЕДОВАНИЕ ГЕНОТИП-СРЕДОВЫХ СООТНОШЕНИЙ В ИЗМЕНЧИВОСТИ КОМПОНЕНТОВ ТЕМПЕРАМЕНТА У ДЕТЕЙ ПЕРВЫХ ЛЕТ ЖИЗНИ
В исследовании М. Риза [по: 318], проведенном на 45-47 парах МЗ
близнецов, 38-39 однополых парах и 70-82 парах разнополых ДЗ пер-
вых дней жизни (3,7 дня для доношенных и 46,9 дня для недоношен-
ных или имевших медицинские проблемы, ликвидированные к мо-
менту обследования), у тех и других получены одинаково низкие внут-
рипарные корреляции по четырем чертам темперамента (возбудимость,
способность успокаиваться и др.) и по характеристикам активности
во сне и бодрствовании. Корреляции у МЗ близнецов колеблются в
пределах 0,06-0,31, у однополых ДЗ они равны 0,06-0,59, у разнопо-
лых — 0,13-0,30. Автор полагает, что главной причиной этого являют-
ся пренатальные условия и особенности родов; аргументом в пользу
такого объяснения служат корреляции между различиями по пове-
денческим характеристикам, с одной стороны, и весом при рожде-
нии и тесту Апгар, говорящему о физиологической зрелости ново-
рожденного, — с другой. Как заключает Дж. Лоэлин, в этом возрасте
гены не являются основным источником индивидуальных различий
по темпераменту «или, точнее, еще не являются».
В ближайшие месяцы ситуация существенно меняется. В четырех
исследованиях, проведенных с близнецами 10 возрастов — от 3 до
12 месяцев жизни (группы МЗ — от 29 до 117 пар, ДЗ — от 18 до
213 пар), использовавших разные методики оценки поведения детей —
от лабораторных до наблюдения, только в одном случае сходство в
парах ДЗ близнецов оказалось выше, чем МЗ; в остальных 9 возраст-
ных группах корреляции МЗ выше, чем ДЗ. Коэффициент наследуемо-
сти, правда, пока невелик — в среднем около 30%, но генетические
влияния уже вполне отчетливы.
Это подтверждается и методом приемных детей: в Колорадском
исследовании биологические сиблинги (101 пара в возрасте 1 года)
имели корреляцию по шкале Н. Бейли, оценивающей особенности
поведения ребенка, равную 0,20, а у 83 пар приемных сиблингов она
была практически нулевой (0,09). На следующем, втором, году жизни
генотипические влияния еще более отчетливы. В Луизвилльском близ-
нецовом исследовании (близнецы 1,5 и 2 лет, 30-83 пары МЗ и 28-
50 пар ДЗ) при оценке поведения ребенка двумя разными методами
коэффициенты наследуемости уже достаточно высоки: h 2 = 0,42-0,56,
что сопоставимо с величиной генетической детерминации экстравер-
сии и нейротицизма у взрослых.
По данным того же исследования, в течение первых двух лет МЗ
близнецы оказываются более похожими и по возрастной динамике
оценок, получаемых по шкалам темперамента и личности; усреднен-
ные по нескольким шкалам и возрастным этапам (в пределах 9-48 ме-

16-1432 241сяцев) корреляции таковы: r мз = 0,50; r дз = 0,18. Это может говорить о
том, что индивидуальные траектории развития на данном отрезке
онтогенеза также испытывают влияние наследственности.
Э.Ф. Кириакиди [77] у близнецов 21-25 месяцев жизни (x = 23мес.)
оценивала, среди прочего, особенности поведения по методике Н. Бейли (одна
из наиболее распространенных и хорошо отработанных шкал для диагности-
ки детского развития). Эта часть шкалы объединяется в три фактора, два из
которых могут быть отнесены к категории темперамента: эмоциональность —
экстраверсия и активность. Результаты показали, что на абсолютные оценки
по этим факторам влияют конкретные особенности домашней среды: нали-
чие в семье бабушки, систематические игры родителей с детьми, хорошие
жилищные условия. Однако внутрипарное сходство и, следовательно, коэф-
фициент наследуемости от этих обстоятельств не зависит. Генетический ком-
понент обнаружился только в дисперсии оценок эмоциональности (0,30 и
0,47 при двух разных способах вычисления). Индивидуальные различия по
активности полностью определяются средой, причем в обоих случаях боль-
шую роль играет индивидуальная среда. Но при этом эмоциональность и
активность оказались связанными генетической корреляцией (r G = 0,45), что
свидетельствует о наличии у них некоторой общей основы, общей системы
генов, определяющих вариативность обеих черт.
Несколько иной подход к исследованию динамики поведения де-
тей был реализован в Нью-Йоркском лонгитюдном исследовании, в
котором были выделены 9 компонентов, описывающих динамику
поведения ребенка: активность (главным образом двигательная), ре-
гулярность (ритмичность появления поведенческих реакций, напри-
мер, проявлений голода, отправления физических функций, смены
циклов сна и бодрствования и т.д.); приближение-удаление (иначе
обозначается как реакция к/от: направление эмоционального и дви-
гательного ответа на новые стимулы); адаптивность (реакция на но-
вую ситуацию); интенсивность реакции любого знака; порог активно-
сти; доминирующее настроение; отвлекаемость (легкость изменения
поведения в ответ на новые ситуации); внимание/настойчивость (дли-
тельность какой-либо деятельности и способность продолжать ее воп-
реки помехам). На основе Нью-Йоркского лонгитюдного исследова-
ния А. Торгерсен провела близнецовое исследование, результаты ко-
торого в табл. 10.1 [по: 132; гл. VIII].
Таким образом, уже начиная примерно с 9 месяцев жизни проявляется
генетически заданная индивидуальность в сфере динамических характерис-
тик поведения ребенка, т.е. темперамента.
Поданным, полученным в Нью-Йоркском лонгитюдном исследовании (оно
началось в 1957 г.; первичная выборка— 133 ребенка раннего возраста), был
выделен синдром трудного темперамента. Его признаками являются: низкая
ритмичность, преобладание негативного настроения, слабая реакция «к», пло-
хая адаптивность и высокая интенсивность реакций.
Оказалось, что этот синдром устойчив в первые годы жизни. В Нью-Йор-
кском исследовании в парах возрастов получены положительные корреля-

242 Таблица 10.1
Внутрипарное сходство МЗ и ДЗ близнецов в исследовании
темперамента А. Торгерсен
Возраст Показатели темперамента
2 месяца 9 месяцев 6 лет
Активность 1,52 5,26*** 11,34***
Регулярность 4,98** 12,86*** 4,22***
Приближение-удаление 0,83 6,77** 8,80***
Адаптивность 0,57 2,28* 2,23*
Интенсивность 2,55* 5,32*** 9,56***
Порог реактивности 2,82** 9,90*** 2,91***
Настроение 1,54 3,31** 3,32**
Отвлекаемость 1,40 3,94*** —
Внимание-настойчивость " 4,40*** 5,13***
Примечание. Внутрипарное сходство МЗ и ДЗ близнецов оценивалось по соотноше-
нию дисперсий внутрипарных разностей. Значимое F-отношение говорит о боль-
шем сходстве МЗ по сравнению с ДЗ и, следовательно, о наличии генетического
компонента в изменчивости признака.

*р < 0,05; **р < 0,01; ***р < 0,001
ции: 1 год и 2 года — 0,42; 2 и 3 года — 0,37; 3 и 4 года — 0,29; в Колорад-
ском проекте аналогичные корреляции даже выше: 0,54, 0,61, 0,54 соответ-
ственно. Более того, начиная с трех лет обнаруживаются связи с темпера-
ментом в период ранней взрослости (17-24 года): корреляции с оценками,
полученными в 1 и 2 года, приближаются к нулю, но затем, в 3 и 4 года, они
уже равны 0,31 и 0,37 (подумаем: ведь это интервал в 15-20 лет!).
Более того, трудный темперамент детства имеет проекцию в приспособ-
ленность взрослого человека к разным сферам деятельности — обучения,
социальной, семейной и т.д.; соответствующие корреляции с первым и вто-
рым годами жизни нулевые, но с трудным темпераментом в 3 года трудно-
сти взрослого уже имеют корреляцию r -0,21, а в 4 года r -0,32 (минус здесь
означает, что, чем выше оценки трудного темперамента в детстве, т.е. чем он
труднее, тем ниже приспособленность взрослого).
По данным упоминавшегося близнецового исследования А. Торгерсен,
из пяти компонентов синдрома трудного темперамента в 6 лет три имеют
высокую генетическую составляющую (слабая реакция «к», высокая интен-
сивность реакций, низкая регулярность: h 2 = 0,94; 0,82; 0,68 соответственно),
один — плохая адаптивность — определяется в основном общесемейной сре-
дой (с 2 = 0,55), и еще один — негативное настроение — индивидуальной
средой (е 2 = 0,63). Правда, в двух последних признаках влияния наследствен-
ности тоже констатируются: h 2 = 0,26 и 0,37 соответственно (см. [132; гл. VIII]).

Ви переглядаєте статтю (реферат): «ИССЛЕДОВАНИЕ ГЕНОТИП-СРЕДОВЫХ СООТНОШЕНИЙ В ИЗМЕНЧИВОСТИ КОМПОНЕНТОВ ТЕМПЕРАМЕНТА У ДЕТЕЙ ПЕРВЫХ ЛЕТ ЖИЗНИ» з дисципліни «Психогенетика»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Збір за видачу дозволу на розміщення об’єктів торгівлі та сфери п...
Аудит податків. Мета і завдання аудиту
Аудит формування фінансових результатів
Аудит орендованих необоротних активів
Загальна характеристика стільникової мережі зв’язку


Категорія: Психогенетика | Додав: koljan (04.02.2012)
Переглядів: 835 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП