Дж. де Фриз и Д. Фулкер разработали две регрессионные модели: 1) классическую регрессионную модель, в которой частная регрессия значения со-близнеца на значение близнеца—условного пробанда и коэффициент родства представляет собой тест генетической этиоло- гии исследуемого признака, и 2) расширенную регрессионную мо- дель, предоставляющую прямое свидетельство того, насколько инди- видуальные различия внутри исследуемой группы объясняются гене- тическими и средовыми влияниями. Эти два регрессионных уравнения записываются следующим образом: , ; 5 4 3 2 1 A PR B R B P B C A R B P B C + + + = + + =
где С — значение со-близнеца по исследуемому признаку (данный метод подразумевает выделение в каждой паре одного близнеца — условного пробанда, тогда второй близнец называется со-близнецом); Р — значение близнеца-пробанда по тому же признаку; R — коэффи- циент родства (1 для МЗ и 0,5 для ДЗ близнецов); PR — произведение
200 значения пробанда по исследуемому признаку на коэффициент род- ства; А — константа регрессионного уравнения. Решение этих уравнений позволяет оценить следующие парамет- ры: В 1 , представляет собой показатель среднего сходства между МЗ и ДЗ близнецами; В 2 — оценку удвоенной разницы между средними в группах МЗ и ДЗ близнецов (с учетом ковариации между значениями МЗ и ДЗ пробандов); В 3 оценивает долю дисперсии, объясняемую сре- довыми влияниями, общими для членов близнецовой пары (V С /V Р или С 2 ); В 4 , отражает разницу h 2 g - h 2 , где h 2 — коэффициент наследу- емости в широком смысле и h 2 g — коэффициент наследуемости в оп- ределенной группе (например, коэффициенты наследуемости IQ в группах здоровых людей и людей, страдающих ФКУ, отличаются друг от друга; В 4 показывает разницу коэффициентов наследуемости, по- лученных в генеральной популяции и специфической выборке); и, наконец, В 5 оценивает коэффициент наследуемости (h 2 ), т. е. показа- тель того, насколько индивидуальные различия в исследуемой выбор- ке объясняются наследуемыми влияниями. Интересной особенностью ДФ-метода является то, что он позво- ляет тестировать гипотезу о сходстве или различии этиологии нор- мально распределенных и экстремальных значений. Сравнение рег- рессионных коэффициентов В 2 и В 5 позволяет проверить гипотезу о том, сходны ли этиологии девиантных и «средних» значений, напри- мер, по тесту на математические способности. Если этиология неспо- собности к математике отличается от этиологии средних математи- ческих способностей, то В 2 и В 5 должны статистически надежно отли- чаться друг от друга. Если же дети, которые имеют трудности в овладении математикой, представляют собой не отдельную группу, а край нормального распределения, то В 2 и В 5 статистически отличать- ся друг от друга не должны, Разные формулы для вычисления коэффициентов наследуемости характеризуются разного рода допущениями и ограничениями. В не- скольких исследованиях было продемонстрировано, что применение разных формул на одном и том же эмпирическом материале дает раз- ные результаты. Поэтому интерпретация данных, полученных одним методом близнецов, должна проводиться с учетом всех ограничений, свойственных этому методу. Ф. Фогель и А. Мотульски [159] отмечают, что даже при сильно упрощающих допущениях (например, отсутствия ассортативности, доминирования и т.д.) все равно остаются система- тические ошибки, которые невозможно полностью проконтролиро- вать. Они рекомендуют вычислять из одних и тех же эмпирических данных альтернативные оценки и сравнивать, насколько хорошо они совпадают. Метод приемных детей. При допущении, что среда семей-усыно- вителей не коррелирует со средой тех биологических семей, из кото- рых данные дети усыновляются, корреляции детей с их биологичес-
201 кими родителями представляют собой «чистые» генетические корре- ляции (т.е. прямую оценку h 2 или V G /V P , а с родителями-усыновите- лями — «чистые» средовые корреляции (с 2 или V С /V P ). Однако в том случае, если среды биологических и приемных семей похожи, допу- щение о «чистоте» полученных оценок генетической и средовой со- ставляющих чаще всего неправомерно (по крайней мере в тех случа- ях, когда корреляция сред неизвестна). Методологически адекватным, хотя практически и не всегда возможным решением в подобной ситу- ации служит получение нескольких оценок генетического и средово- го компонентов при разных значениях корреляции сред. Таким образом, главной причиной беспокойства при использова- нии метода приемных детей является допущение об отсутствии кор- реляции между биологическими и приемными семьями. Кроме того, исследователи должны убедиться в том, что семьи-усыновители реп- резентативны общей популяции, т.е. не отличаются от среднепопуля- ционной семьи по уровню благосостояния, образования и т.п. Если семьи-усыновители нерепрезентативны, закономерности, полученные в результате их анализа, не могут считаться справедливыми для гене- ральной популяции.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «МЕТОД ДЕ ФРИЗА И ФУЛКЕРА (ДФ-МЕТОД)» з дисципліни «Психогенетика»