Точнее было бы сказать, что это — три типа ситуаций, которые и приводят к корреляции особенностей индивидуального генотипа с особенностями среды. Обычно выделяются три типа ГС-корреляции:
141 пассивный, реактивный и активный. Пассивная ГС-корреляция опи- сывает ситуации, в которых дети наследуют от своих родителей среду, коррелирующую с их генотипом. Реактивной ГС-корреляцией обозна- чаются ситуации, когда носители определенных генотипов вызывают определенные реакции среды (в том числе реакции других людей), что и приводит к появлению их корреляции. Наконец, активная кор- реляция возникает в ситуациях, когда носитель генотипа выбирает, задает, строит среду, коррелирующую с его генотипом (табл. 6.1). Таблица 6.1 Три типа генотип-средовых корреляций [по: 359] Типы ГС-корреляции Пассивная Реактивная Активная Смысл корре- ляции потомки насле- дуют генотип и семейную среду, коррелирующие друг с другом окружающие строят свои отношения с но- сителями гено- типа в соответ- ствии с их гене- тически заданной инди- видуальностью носители гено- типа находят или создают средовые усло- вия, оптимально соответствующи е их генотипам «Конструкто- ры» средовых воздействий родители и сиблинги псе окружающие (в том числе семья) сами носители генотипа Например, если музыкальные способности передаются по наследству, то музыкально одаренные дети, имея, вероятнее всего, музыкально одаренных родителей, унаследуют от них не только «музыкальные» гены, но и среду, кото- рая будет способствовать развитию их музыкальной одаренности (пассивная ГС-корреляция). Музыкально одаренные дети отбираются для обучения в специально организованной музыкальной среде (реактивная ГС-корреляция). Однако и в тех ситуациях, когда никто не заботится об их музыкальной ода- ренности, такие дети обычно находят адекватную для них среду, выбирая му- зыкальных друзей или занимаясь тем, что стимулирует развитие их таланта (активная ГС-корреляция). Пассивная ГС-корреляция требует взаимодействия между члена- ми семьи. Реактивную ГС-корреляцию может создать любой, даже не являющийся кровным родственником, человек (или группа людей). Активная ГС-корреляция может вовсе не вовлекать никого из окру- жающих — этот тип корреляции задастся самим ребенком.
142 Все три типа ГС-корреляции могут различаться по знаку, будучи как отрицательными, так и положительными. Например, реактивная корреляция может иметь отрицательный знак в том случае, если ребе- нок, испытывающий затруднения при овладении каким-то навыком, помещен в ситуацию, в которой этот навык актуален и направленно формируется.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «ТРИ ТИПА ГС-КОРРЕЛЯЦИИ» з дисципліни «Психогенетика»