ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Психологія » Психогенетика

ВЫДЕЛЕНИЕ И ОПИСАНИЕ СПЕЦИФИЧЕСКИХ ПАРАМЕТРОВ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ СРЕДЫ, ЯВЛЯЮЩИХСЯ ПРЕДИКТОРАМИ ОПРЕДЕЛЕННЫХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК
После того как определены параметры индивидуальной среды,
уникальные для каждого ребенка, возникает следующий вопрос: ка-
ковы связи между найденными параметрами среды и психологичес-
кими признаками? Или, точнее: насколько значимы учитываемые
параметры среды по отношению к исследуемому психологическому
признаку? Например, в какой степени различия в переживаниях се-
мейных событий или стилей воспитания соотносятся с личностными
или психопатологическими чертами? В целом это новая область, ко-
торую ученые только начали исследовать, однако уже полученные
результаты свидетельствуют о том, что различия в переживаниях сиб-
лингами, например, своей семейной среды определяют успешность
их адаптации, которая, в свою очередь, является коррелятом многих
психологических и психопатологических признаков [287]. Так, резуль-
таты упоминавшегося проекта УСРП показывают, что негативное по-
ведение родителей по отношению к одному сиблингу (независимо
от того, как — нейтрально или положительно — относятся родители к
другому ребенку) высоко коррелирует с развитием и проявлением у
этого ребенка асоциального поведения и, в несколько меньшей сте-
пени, депрессии [375].
Большинство выявленных закономерностей свидетельствуют о том,
что неадаптивное поведение подростков связано в основном с нега-
тивными, отвергающими стилями воспитания, принятыми родителя-
ми. Корреляции его с противоположными тактиками воспитания, ска-

* Предиктор — статистическое понятие (заимствованное из регрессионного
анализа), обозначающее независимую переменную, по которой предсказывается
наличие другой, зависимой переменной — «отклика».

137 жем, такими, как родительская привязанность и поддержка, в сред-
нем ниже или вообще отсутствуют. Эти результаты позволяют форму-
лировать предположение о том, что негативность как стиль воспита-
ния служит фактором риска, в то время как положительная тональ-
ность воспитания (принятие и привязанность) не дает оснований для
предсказания (т.е. не может быть предиктором) неадаптивного пове-
дения в подростковом возрасте.
Однако выводов о причинно-следственных отношениях корреля-
ции сделать не позволяют. Иными словами, вопрос о том, являются
различные стили воспитания следствием или причиной асоциальнос-
ти детей, остается открытым. Развивается асоциальное поведение од-
ного из подростков в результате «использования» родителями нега-
тивного стиля воспитания по отношению к нему (к ней) или, напро-
тив, родительская негативность возникает в ответ на асоциальность
поведения ребенка, проявившуюся по какой-то иной причине?
Один из способов получения ответа на этот вопрос — проведение
лонгитюдных исследований. Например, в рамках программы УСРП
сбор данных был проведен повторно, спустя три года после первой
встречи с семьями подростков. Предполагалось, что если причиной
отклонений в поведении подростков служит негативность родительс-
ких установок, то с течением времени, при накоплении негативнос-
ти, должны возрасти и отклонения. И напротив, если неприятие со
стороны родителей возникает как результат асоциального поведения
ребенка, то изменения в поведении подростка будут предсказывать
вызываемые этими изменениями изменения родительской установки.
К сожалению, пока вопрос о причинно-следственной связи между
родительской негативностью и поведением подростков не разрешен,
Оказалось, что обе характеристики (поведение и родителей, и подро-
стков) стабильны во времени: по истечении трех лет в поведении тех
и других мало что изменилось.
Данные, полученные в рамках генетических исследований различ-
ных проявлений психопатологии, позволяют предполагать, что роди-
тельские установки — скорее результат, чем причина девиантных форм
поведения детей. Причиной же различий в поведении детей одной
семьи служат гены. Сиблинги имеют в среднем 50% общих генов, а
это одновременно означает, что (тоже в среднем) они и отличаются
генетически друг от друга на 50%. Для надежного выделения средовых
характеристик, принципиально важных для развития неадаптивного
поведения, изучение индивидуальной среды должно быть включено в
генетические исследования. Подобное включение позволит «развести»
влияния уникальной среды и генетического несходства сиблингов.
Методологически это достижимо в рамках так называемых смешан-
ных генетических методов.
Например, проект УСРП был спланирован таким образом, что в
его рамках одновременно исследовались МЗ и ДЗ близнецы, полные

138
сиблинги, полусиблинги (т.е. сиблинги, имеющие только одного об-
щего родителя) и приемные, генетически неродные сиблинги. Ре-
зультаты множественного генетического анализа связей между роди-
тельской негативностью и неадаптивностью поведения подростков
оказались достаточно неожиданными: большинство ассоциаций опос-
редовалось генетическими факторами [352, 353]. Эти результаты сви-
детельствуют о том, что различия в родительских установках по отно-
шению к разным детям отражают генетически детерминированные
психологические различия между детьми (например, генетически за-
данные отличия по личностным характеристикам). Иными словами,
гены и среда взаимодействуют в едином процессе формирования по-
веденческого профиля «проблемного» ребенка. (Подробнее о типах
совместных эффектов генов и среды см. в следующем параграфе.)
В рамках того же множественного анализа был обнаружен ряд та-
ких параметров уникальной среды, связи которых с поведением под-
ростков генетическими факторами не опосредуются [352, 353]. Как
уже говорилось, определение корреляций между различиями в пере-
живаниях окружающей их среды у МЗ близнецов и их поведенческим
профилем является прямым тестом значимости уникальной среды (по-
лученные корреляции приведены на рис. 6.3). Значимые корреляции
были получены между разными родительскими установками по отно-
шению к МЗ близнецам и поведенческими (как асоциальными, так и
депрессивными) характеристиками близнецов, оцененными по их

139 самоотчетам и опросникам, которые заполняли их матери. Вместе с
тем анализ другого типа материалов, а именно видеозаписей (т.е. ана-
лиз материалов, полученных методом наблюдения), свидетельствует
о значимости средовых влияний на формирование признаков асоци-
ального поведения и, наоборот, их несущественной роли в формиро-
вании депрессии.
Однако оценки этих влияний статистически значимо отличаются
от 0 лишь в том случае, если при оценивании характеристик среды и
поведенческого профиля использовался один и тот же источник (на-
пример, когда сами подростки оценивали и негативность своих роди-
телей, и собственную депрессию), Связь индивидуальной среды и по-
ведения не обнаруживается, если сопоставляемые данные получают
из разных источников (например, оценки родительских установок —
из отчетов детей, а характеристики поведения детей — из отчетов
матерей). Этот результат можно объяснить, во-первых, искажением
данных в зависимости от того, из какого источника они получены
(по-видимому, выбор респондента в контексте определения влияний
уникальной среды — особый вопрос: может быть, им должен быть
тот, кто является носителем этой среды?), и во-вторых, возможнос-
тью того, что одни и те же характеристики среды оцениваются совер-
шенно по-разному детьми и их родителями и, соответственно, имеют
дифференцированное влияние на поведенческие характеристики. Ина-
че говоря, возможно, что неадаптивное поведение действительно кор-
релирует лишь с тем, насколько подросток оценивает установку своих
родителей по отношению к себе как более негативную по сравнению с
их установкой по отношению к его (ее) сиблингу, а не с тем, насколь-
ко негативна эта установка в действительности. Однако — и это важ-
но — в обоих случаях речь идет о специфике индивидуальной среды.
Результаты исследований последних лет привели ученых к заклю-
чению, что люди выбирают (или создают) индивидуальную среду в
соответствии со своей генетической индивидуальностью. Другими сло-
вами, наш генотип определяет то, какую среду мы предпочитаем.
Например, в психогенетических исследованиях последнего десятиле-
тия ученые многократно «открывали» тот факт, что показатели сре-
ды, изучаемые как признаки сходства и различия родственников, сами
обнаруживают высокую генетическую составляющую в их изменчи-
вости. Так, когда сравнивается сходство близнецов по показателям
семейной среды, то выясняется, что сами эти показатели оказывают-
ся более похожими в парах МЗ, чем в парах ДЗ, т.е. они частично как бы
контролируются генами. Для обозначения этого феномена используется
понятие «генотип-средовая корреляция» [302]. Для обозначения того фак-
та, что один и тот же генотип может в разных средовых условиях реали-
зоваться в совершенно разных фенотипах, используется понятие «гено-
тип-средовое взаимодействие». Об этих понятиях речь уже шла ранее. Бо-
лее детальному анализу их и посвящен следующий параграф.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «ВЫДЕЛЕНИЕ И ОПИСАНИЕ СПЕЦИФИЧЕСКИХ ПАРАМЕТРОВ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ СРЕДЫ, ЯВЛЯЮЩИХСЯ ПРЕДИКТОРАМИ ОПРЕДЕЛЕННЫХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК» з дисципліни «Психогенетика»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Частини мови
Планування аудиторської перевірки підприємства
Еталонна модель взаємодії відкритих систем (ЕМВВС, OSI — Open Sys...
Оцінювання ефективності інвестицій
Графіка


Категорія: Психогенетика | Додав: koljan (04.02.2012)
Переглядів: 633 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП