ВЫДЕЛЕНИЕ И ОПИСАНИЕ СПЕЦИФИЧЕСКИХ ПАРАМЕТРОВ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ СРЕДЫ, ЯВЛЯЮЩИХСЯ ПРЕДИКТОРАМИ ОПРЕДЕЛЕННЫХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК
После того как определены параметры индивидуальной среды, уникальные для каждого ребенка, возникает следующий вопрос: ка- ковы связи между найденными параметрами среды и психологичес- кими признаками? Или, точнее: насколько значимы учитываемые параметры среды по отношению к исследуемому психологическому признаку? Например, в какой степени различия в переживаниях се- мейных событий или стилей воспитания соотносятся с личностными или психопатологическими чертами? В целом это новая область, ко- торую ученые только начали исследовать, однако уже полученные результаты свидетельствуют о том, что различия в переживаниях сиб- лингами, например, своей семейной среды определяют успешность их адаптации, которая, в свою очередь, является коррелятом многих психологических и психопатологических признаков [287]. Так, резуль- таты упоминавшегося проекта УСРП показывают, что негативное по- ведение родителей по отношению к одному сиблингу (независимо от того, как — нейтрально или положительно — относятся родители к другому ребенку) высоко коррелирует с развитием и проявлением у этого ребенка асоциального поведения и, в несколько меньшей сте- пени, депрессии [375]. Большинство выявленных закономерностей свидетельствуют о том, что неадаптивное поведение подростков связано в основном с нега- тивными, отвергающими стилями воспитания, принятыми родителя- ми. Корреляции его с противоположными тактиками воспитания, ска-
* Предиктор — статистическое понятие (заимствованное из регрессионного анализа), обозначающее независимую переменную, по которой предсказывается наличие другой, зависимой переменной — «отклика».
137 жем, такими, как родительская привязанность и поддержка, в сред- нем ниже или вообще отсутствуют. Эти результаты позволяют форму- лировать предположение о том, что негативность как стиль воспита- ния служит фактором риска, в то время как положительная тональ- ность воспитания (принятие и привязанность) не дает оснований для предсказания (т.е. не может быть предиктором) неадаптивного пове- дения в подростковом возрасте. Однако выводов о причинно-следственных отношениях корреля- ции сделать не позволяют. Иными словами, вопрос о том, являются различные стили воспитания следствием или причиной асоциальнос- ти детей, остается открытым. Развивается асоциальное поведение од- ного из подростков в результате «использования» родителями нега- тивного стиля воспитания по отношению к нему (к ней) или, напро- тив, родительская негативность возникает в ответ на асоциальность поведения ребенка, проявившуюся по какой-то иной причине? Один из способов получения ответа на этот вопрос — проведение лонгитюдных исследований. Например, в рамках программы УСРП сбор данных был проведен повторно, спустя три года после первой встречи с семьями подростков. Предполагалось, что если причиной отклонений в поведении подростков служит негативность родительс- ких установок, то с течением времени, при накоплении негативнос- ти, должны возрасти и отклонения. И напротив, если неприятие со стороны родителей возникает как результат асоциального поведения ребенка, то изменения в поведении подростка будут предсказывать вызываемые этими изменениями изменения родительской установки. К сожалению, пока вопрос о причинно-следственной связи между родительской негативностью и поведением подростков не разрешен, Оказалось, что обе характеристики (поведение и родителей, и подро- стков) стабильны во времени: по истечении трех лет в поведении тех и других мало что изменилось. Данные, полученные в рамках генетических исследований различ- ных проявлений психопатологии, позволяют предполагать, что роди- тельские установки — скорее результат, чем причина девиантных форм поведения детей. Причиной же различий в поведении детей одной семьи служат гены. Сиблинги имеют в среднем 50% общих генов, а это одновременно означает, что (тоже в среднем) они и отличаются генетически друг от друга на 50%. Для надежного выделения средовых характеристик, принципиально важных для развития неадаптивного поведения, изучение индивидуальной среды должно быть включено в генетические исследования. Подобное включение позволит «развести» влияния уникальной среды и генетического несходства сиблингов. Методологически это достижимо в рамках так называемых смешан- ных генетических методов. Например, проект УСРП был спланирован таким образом, что в его рамках одновременно исследовались МЗ и ДЗ близнецы, полные
138 сиблинги, полусиблинги (т.е. сиблинги, имеющие только одного об- щего родителя) и приемные, генетически неродные сиблинги. Ре- зультаты множественного генетического анализа связей между роди- тельской негативностью и неадаптивностью поведения подростков оказались достаточно неожиданными: большинство ассоциаций опос- редовалось генетическими факторами [352, 353]. Эти результаты сви- детельствуют о том, что различия в родительских установках по отно- шению к разным детям отражают генетически детерминированные психологические различия между детьми (например, генетически за- данные отличия по личностным характеристикам). Иными словами, гены и среда взаимодействуют в едином процессе формирования по- веденческого профиля «проблемного» ребенка. (Подробнее о типах совместных эффектов генов и среды см. в следующем параграфе.) В рамках того же множественного анализа был обнаружен ряд та- ких параметров уникальной среды, связи которых с поведением под- ростков генетическими факторами не опосредуются [352, 353]. Как уже говорилось, определение корреляций между различиями в пере- живаниях окружающей их среды у МЗ близнецов и их поведенческим профилем является прямым тестом значимости уникальной среды (по- лученные корреляции приведены на рис. 6.3). Значимые корреляции были получены между разными родительскими установками по отно- шению к МЗ близнецам и поведенческими (как асоциальными, так и депрессивными) характеристиками близнецов, оцененными по их
139 самоотчетам и опросникам, которые заполняли их матери. Вместе с тем анализ другого типа материалов, а именно видеозаписей (т.е. ана- лиз материалов, полученных методом наблюдения), свидетельствует о значимости средовых влияний на формирование признаков асоци- ального поведения и, наоборот, их несущественной роли в формиро- вании депрессии. Однако оценки этих влияний статистически значимо отличаются от 0 лишь в том случае, если при оценивании характеристик среды и поведенческого профиля использовался один и тот же источник (на- пример, когда сами подростки оценивали и негативность своих роди- телей, и собственную депрессию), Связь индивидуальной среды и по- ведения не обнаруживается, если сопоставляемые данные получают из разных источников (например, оценки родительских установок — из отчетов детей, а характеристики поведения детей — из отчетов матерей). Этот результат можно объяснить, во-первых, искажением данных в зависимости от того, из какого источника они получены (по-видимому, выбор респондента в контексте определения влияний уникальной среды — особый вопрос: может быть, им должен быть тот, кто является носителем этой среды?), и во-вторых, возможнос- тью того, что одни и те же характеристики среды оцениваются совер- шенно по-разному детьми и их родителями и, соответственно, имеют дифференцированное влияние на поведенческие характеристики. Ина- че говоря, возможно, что неадаптивное поведение действительно кор- релирует лишь с тем, насколько подросток оценивает установку своих родителей по отношению к себе как более негативную по сравнению с их установкой по отношению к его (ее) сиблингу, а не с тем, насколь- ко негативна эта установка в действительности. Однако — и это важ- но — в обоих случаях речь идет о специфике индивидуальной среды. Результаты исследований последних лет привели ученых к заклю- чению, что люди выбирают (или создают) индивидуальную среду в соответствии со своей генетической индивидуальностью. Другими сло- вами, наш генотип определяет то, какую среду мы предпочитаем. Например, в психогенетических исследованиях последнего десятиле- тия ученые многократно «открывали» тот факт, что показатели сре- ды, изучаемые как признаки сходства и различия родственников, сами обнаруживают высокую генетическую составляющую в их изменчи- вости. Так, когда сравнивается сходство близнецов по показателям семейной среды, то выясняется, что сами эти показатели оказывают- ся более похожими в парах МЗ, чем в парах ДЗ, т.е. они частично как бы контролируются генами. Для обозначения этого феномена используется понятие «генотип-средовая корреляция» [302]. Для обозначения того фак- та, что один и тот же генотип может в разных средовых условиях реали- зоваться в совершенно разных фенотипах, используется понятие «гено- тип-средовое взаимодействие». Об этих понятиях речь уже шла ранее. Бо- лее детальному анализу их и посвящен следующий параграф.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «ВЫДЕЛЕНИЕ И ОПИСАНИЕ СПЕЦИФИЧЕСКИХ ПАРАМЕТРОВ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ СРЕДЫ, ЯВЛЯЮЩИХСЯ ПРЕДИКТОРАМИ ОПРЕДЕЛЕННЫХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК» з дисципліни «Психогенетика»