Признание (или отрицание), даже априорное, самой возможнос- ти наследственных влияний на изменчивость психологических при- знаков в значительной мере определяет конкретно-научную методо- логию. Например, представители классического бихевиоризма счита- ли, что наследственность детерминирует только очень малое число реакций, а именно — некоторые инстинкты, физиологические и эле- ментарные эмоциональные реакции; внешнее же поведение человека они рассматривали как приобретенное, воспитанное в соответствии со схемой «стимул-реакция». Известные изменения в теоретической концепции, которые пре- терпел бихевиоризм в последние десятилетия, не коснулись этого глав- ного для проблемы индивидуальности вопроса: его сторонники до сих пор утверждают, что любые качества могут быть сформированы при помощи той же простой или более сложной (включающей посред- ствующие звенья) схемы «стимул-реакция». Однако, как показывают некоторые работы, отношение человека к проблеме «наследственность и среда» связано и с его общим миро- воззрением. Примером может служить работа, проведенная в Лондонском универси- тете [267]. Авторы опросили 303 человек (198 женщин и 110 мужчин) в возра- сти 16-70 лет. Среди них были люди с разным образованием, разных про- фессий, социально-экономического статуса, политических и религиозных убеж- дений. Всем им предлагалось оценить по 9-балльной шкале влияние наследственности, среды или их комбинаций на 48 черт, относящихся к 6 груп- пам признаков (по 8 в каждой группе): физические характеристики (рост, вес и т.д.); способности и умения (сюда были включены очень разнородные при- знаки: интеллект и память, артистические, музыкальные, математические, спортивные способности, полилингвизм и даже право-леворукость); личнос- тные особенности (экстра-интроверсия, агрессивность, независимость, соци- альные навыки и др.); убеждения (политические, религиозные, мораль, расо- вые предубеждения и др.); психологические проблемы (алкоголизм, крими- нальность, фобии, депрессия, шизофрения и др.); физические проблемы и болезни (рак, сердечные заболевания, диабет, ожирение и др.). Кроме того, каждый респондент должен был сообщить сведения о себе: возраст, пол, образование, профессиональный и социально-экономический статус и партию, за которую он обычно голосует на выборах. Весь материал был обработан с использованием различных статистических методов. Ре- зультаты (за некоторыми исключениями, касающимися отдельных признаков) показали, что влияние среды оценивают выше, чем влияние наследственнос- ти: мужчины по сравнению с женщинами; молодые (21-40 лет) по сравнению со старшими подгруппами; более образованные. Протестанты больше верят в наследственность, чем агностики и атеисты. Но, пожалуй, самым интерес-
27 ным оказалось распределение «психогенетических» убеждений у людей раз- ных политических взглядов (рис. 6). Очевидно, независимо от политических симпатий, все понимают, что на особенности личности, ее убеждения среда влияет сильнее, чем на физичес- кие признаки: оценки, относящиеся к последним, имеют самые низкие орди- наты, т.е. максимальную генетическую обусловленность. Но на этом фоне обнаруживается интересная зависимость от политических убеждений. Вспом- ним, как ставился вопрос о политических взглядах; человек должен был ука- зать, за какую партию он обычно (т.е. с интервалом в несколько лет) голосует на выборах. Иначе говоря, речь шла о достаточно устойчивых особенностях мировоззрения. И оказалось, что, чем левее партия, которой симпатизирует респондент, тем большее значение он придает среде. Позднее А. Фонем сопоставил представления о «человеческой природе», существовавшие в 1945 и 1956 гг., с представлениями, которые он получил в 1988 г. Задача, естественно, потребовала использования той же методики, поэтому с изложенными выше данными эти несопоставимы. Однако сама по себе динамика мнений весьма интересна. В 80-х годах резко сократилось количество людей, считающих, что: а) есть дети, «хорошие» и «плохие» от рож- дения; б) природа человека не может быть изменена, поскольку базируется на инстинктах; в) люди белой расы от рождения интеллектуально выше лю- дей других рас; г) мужчины в среднем родятся более интеллектуальными, чем
28 женщины (в 1988 г. это утверждение не поддержал ни один респондент); д) все черты, появляющиеся у ребенка после рождения, — результат средовых влияний и т.д. Одновременно уменьшилось количество утверждений типа «все люди родятся с равными возможностями», «из любого ребенка, правильно воспитанного с момента рождения, можно сделать успешного врача, юриста, инженера, журналиста» [266]. Итак, выделение наследственных и средовых детерминант — един- ственный надежный путь для экспериментального исследования эти- ологии индивидуальности. Поскольку же имплицитные (внутренние, субъективные) представления о роли того и другого факторов, хотя и меняются с развитием общества, образования и т.д., тем не менее являются органической частью общего мировоззрения человека, осо- бенно важно профессионально-грамотно понимать, что реально оз- начает то или иное решение этой проблемы.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «МИРОВОЗЗРЕНИЕ И ПРОБЛЕМА НАСЛЕДСТВЕННОСТИ» з дисципліни «Психогенетика»