ВЗАИМОСВЯЗЬ МЕЖДУ ПРОФИЛЕМ ЛАТЕРАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ МОЗГА И ПОКАЗАТЕЛЯМИ ЗДОРОВЬЯ (ОБЪЕКТИВНЫМИ И СУБЪЕКТИВНЫМИ)
Успешность психофизиологического обеспечения учебной деятельности студентов в значительной мере определяется свойствами нервной и вегетативной систем (10). До сих пор не существует исчерпывающего представления о роли центральной нервной системы в процессах адаптации. Если роль симпатоадреналовой и гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой систем исследованы достаточно подробно, то высшие психофизиологические механизмы адаптации человека, базирующиеся на функциональной асимметрии полушарий головного мозга, изучены недостаточно (5). Установлено, что индивидуальные показатели психофизиологического статуса во многом определяют избирательное вовлечение в адаптивную реакцию регуляторных механизмов, направленных на выполнение задач деятельности и поддержание гомеостаза (6). Существуют особенности функциональных связей между нейродинамическими параметрами, личностными характеристиками, эндокринными функциями и показателями вегетативного обеспечения деятельности, формирующимися в процессе адаптации студентов к учебному процессу. Уровень функциональной подвижности нервных процессов, работоспособность головного мозга и профиль функциональной асимметрии мозга, отражающие способность нервной системы обеспечивать максимально возможный для индивидуума темп сложной сенсомоторной деятельности, являются устойчивыми генетически детерминированными показателями и определяют успешность и физиологическую стоимость деятельности (6). Под профилем асимметрии или паттерном латеральной организации (латеральным фенотипом) понимается совокупность модально специфических факторов, составляющих комплексный интегративный «полушарный фактор», характеризующий индивидуальные особенности мозговой организации. Подобная трактовка профилей предполагает, что различным типам асимметрии должен соответствовать определённый тип протекания высших психофизиологических функций (11, 12). Наличие тесного функционального взаимодействия между физиологическими и психологическими компонентами адаптационного процесса делают необходимым их использование для прогностической оценки приспособительных возможностей студентов в целях обеспечения успешности их учебной деятельности (7, 8, 9). В связи с этим цель настоящего исследования заключается в установлении связи между профилями латеральной организации мозга и показателями здоровья (объективными и субъективными). МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ В исследовании участвовали студенты второго курса лечебного, педиатрического, медико-профилактического и военного факультетов, а также первого и второго курсов стоматологического факультета в возрасте от 17 до 28 лет. Всего обследовано 300 человек. Профиль латеральной организации мозга определялся с помощью сенсибилизированного опросника для определения рукости, асимметрию выявляли методом динамометрии (проводилась однократно), тестами на заводку часов, на одновременное действие обеих рук, на точность попадания, «бурные аплодисменты». Сенсорная асимметрия определялась в пробах на узнавание цифр, монет; зрительная асимметрия выявлялась в пробе Розенбаха; слуховая асимметрия оценивалась по тестам «шёпот», тиканье часов, «камертон». Рассчитывался коэффициент асимметрии по Т. А. Доброхотовой, Н. Н. Брагиной (4). Оценка состояния здоровья проводилась с помощью анкеты, разработанной в научном центре охраны здоровья детей и подростков РАМН, построенной по нозологическому и функционально-системному принципу, которая позволяет выделять 12 синдромов: астенический, невротический, истероподобный, психастенический, патохарак-терологический, цереброастенический, отолярингологический, желудочно-кишечный, сердечно-сосудистый, анемический, аллергический и вегето-сосудисто-дистонический. Каждый блок вопросов включает 10 наиболее характерных симптомов, которые оцениваются по двум параметрам: частоте встречаемости и силе выраженности. Первые шесть блоков вопросов позволяют выявить нарушения поведения человека пограничного уровня. Остальные блоки вопросов относятся к симптомокомплексам, отражающим состояние ряда физиологических систем (пищеварительной, сердечно-сосудистой, кроветворной, иммунной ЛОР-органов. Для оценки уровня здоровья (УЗ) рассчитывался интегральный коэффициент, учитывающий сумму баллов по частоте встречаемости и силе проявления. УЗ определялся по каждому блоку синдромов (3). УЗ также определялся методом активационной профилактики и терапии с помощью компьютерной программы «Антистресс» (2). Выделено 4 УЗ, характеризующихся хорошим функциональным состоянием (I), удовлетворительным (II), лёгким или умеренным нарушением здоровья (III) и значительным нарушением здоровья или плохим состоянием (IV) (2,8,9). Для оценки состояния сердечно-сосудистой системы подсчитывали частоту сердечных сокращений и измеряли артериальное давление, вычисляли вегетативный индекс Кердо, двойное произведение, пульсовое и среднее динамическое давление. Для частоты сердечных сокращений, систолического, диастолического, пульсового и среднего динамического давления определялись средние значения и отклонения от средних величин, показатели расценивали как нормальные, сниженные или повышенные. Двойное произведение оценивалось по методике Апанасенко (1). Вегетативный индекс ниже -10 расценивался как преобладание тонуса парасимпатической системы (ваготония), от -10 до +10 - как сбалансированное влияние вегетативной нервной системы (нормото-ния) и больше +10 - как преобладание тонуса симпатической нервной системе. Количественный анализ результатов проводился с использованием среднего арифметического, среднего квадратичного отклонения, критерия значимости по Стью-денту, критерия согласия х2, коэффициента корреляции.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «ВЗАИМОСВЯЗЬ МЕЖДУ ПРОФИЛЕМ ЛАТЕРАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ МОЗГА И ПОКАЗАТЕЛЯМИ ЗДОРОВЬЯ (ОБЪЕКТИВНЫМИ И СУБЪЕКТИВНЫМИ)» з дисципліни «Актуальні проблеми клінічної та прикладної психології»