ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Психологія » Актуальні проблеми клінічної та прикладної психології

К ВОПРОСУ О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ЛИЧНОСТНОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ СИСТЕМЫ УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПСИХОЛОГОВ
Одной из главных задач системы профессиональной подготовки выступает формирование определенных качеств личности, выступающих фундаментом эффективной деятельности будущего специалиста. Профессия психолога не является исключением, имея, пожалуй, особенно выраженную ориентацию на личностную составляющую образовательного процесса. В период обучения на психологическом факультете студенты должны овладеть инструментом воздействия на личность, прежде всего, собственную, поскольку без этого невозможно стать компетентным специалистом, работающим с другими людьми. В связи с этим система учебно-профессиональной подготовки психологов в качестве обязательной составляющей включает обилие разных форм погружения в позицию субъекта в отношении опыта самопознания и самоизменения. Такое содействие личностному росту является особенно эффективным в том случае, когда это стремление изначально присуще самим абитуриентам психологических факультетов. И как показывает исследовательская и преподавательская практика, мотивы познания и изменения самого себя действительно являются одними из ведущих при выборе психологической профессии. Другими словами, решение собственных личностных проблем с целью формирования адекватного профессионального самосознания не теряет своей актуальности в процессе получения психологического образования.
Вместе с тем, по мнению студентов-психологов, обучение в высшей школе не всегда способствует самораскрытию и преодолению внутренних барьеров, тогда как большинство учащихся первоначально стремятся именно к этому. Данное противоречие - гармонизация двух начал - личностного и профессионального, на наш взгляд, настоятельно требует усиления практической ориентации психологического образования с учетом типичных запросов его потребителей. С этой целью на факультете психологии ОмГУ им. Ф.М. Достоевского постоянно вводятся новые формы взаимодействия со студентами разных курсов и форм обучения, направленные как на изучение, так и на реализацию запросов обучающихся адекватных решению учебно-профессиональных задач.
В данной работе нам бы хотелось остановиться на анализе результатов исследования, вскрывающих некоторые проблемы соответствия процессов становления студента как личности и как субъекта профессиональной деятельности.
Опрос выпускников и студентов пятого курса факультета психологии в количестве 80 человек (50 и 30 человек соответственно) позволил выявить основные зоны противоречий в оценке уровня развития личностных характеристик через призму их значимости для реализации профессиональной деятельности. Опрашиваемым для оценки по 100-балльной (процентной) шкале предлагался список из 24 качеств, выделенных на основе модификации обобщенной модели профессионально-важных качеств психолога Е. Л. Доценко и О. С. Андреевой. Данная модель объединяет несколько сфер анализа личности специалиста:
когнитивную (аналитико-конструктивный тип мышления, самостоятельность суждений, способность делать логические выводы и заключения, творческость, наблюдательность, способность к самопознанию и самоанализу);
эмоционально-волевую (самообладание, стрессоустойчивость как умение адаптироваться к различным условиям и факторам, терпеливость);
деятельностную (гибкость поведения, инициативность и самостоятельность, целеустремленность и настойчивость в работе, готовность идти на риск, организованность и дисциплинированность);
межличностных отношений (чуткость и отзывчивость, тактичность как чувство меры, умение общаться с людьми, способность к сопереживанию, сочувствию, чувство юмора, организаторские способности);
самоотношения (готовность принять ответственность, требовательность к себе и самокритичность, уверенность в себе, способность к адекватной самооценке, готовность и способность к самоизменению, саморазвитию, самосовершенствованию).
Участникам исследования необходимо было выставить две оценки каждому качеству, первая из которых отражает уровень его значимости для будущей (настоящей) профессиональной деятельности, а вторая констатирует уровень развития этого качества у субъекта в данный момент времени.
Полученные в ходе опроса результаты свидетельствуют, что и выпускники, и пятикурсники высоко оценили как сам личностный арсенал профессионального психолога, так и его преобразование в процессе получения высшего образования (ни одно из качеств не получило оценку ниже 50%). Несмотря на то, что в связи с этим мы не можем выделять значимые и незначимые личностные конструкты, это не исключает сравнительный анализ уровня значимости определенных качеств личности для специалиста и реального уровня их развития у студентов.
Так к числу обязательных качеств для работы психологом (самые высокие ранги при N=24), по мнению опрошенных, относятся: умение общаться с людьми (ср. балл 98), способность адаптироваться к различным условиям и факторам, стрессоустойчи-вость (ср. балл 97), самообладание (ср. балл 96,4), наблюдательность (ср. балл 96), ответственность (ср. балл 95,4). Менее приоритетными личностными ресурсами в деятельности специалиста психологического профиля (самые низкие ранги при N=24) выступают организаторские способности (ср. балл 77,45), креативность (ср. балл 71,7), чувство юмора (ср. балл 71,3), готовность идти на риск (ср. балл 58,2) и, как ни странно, чуткость, отзывчивость (ср. балл 81).
Однако при самооценке опрошенными уровня развития предлагаемых личностных черт, картина имеет некоторые различия: лидирующие позиции также занимают ответственность (ср. балл 87,1) и коммуникативные способности (ср. балл 86,1), однако далее идет требовательность к себе, самокритичность (ср. балл 84,5), четвертую и пятую позицию занимают способность к самопознанию (ср. балл 83,2) и организованность, дисциплинированность (ср. балл 83,2). Частично идентичны результаты и в отношении менее значимых характеристик - организаторские способности, креативность и готовность идти на риск получили не очень высокие оценки (ср. балл 70,9, 66, 56,1 соответственно). Вместе с тем, к этой группе (средний балл менее 80) также относятся и способность адаптироваться к стрессогенным факторам (ср. балл 74,4), эмоциональная устойчивость, самообладание (ср. балл 72,5), которые высоко оценены как профессионально необходимые.
Причем сами иерархии качеств как в отношении значимости для профессиональной деятельности, так и при составлении автопортретов и у студентов, и у выпускников обладают значительным сходством (rs=0,895 и 0,807 при р <0,01 соответственно).
Однако, следует отметить, что оценки уровня значимости и уровня развития того или иного качества студентами и выпускниками все же не идентичны. Так при оценке важности конкретной характеристики для профессиональной деятельности выпускники чаще указывают более высокий ранг таких параметров, как гибкость поведения, адекватная самооценка и уверенность в себе. Тогда как для пятикурсников по сравнению с выпускниками оказываются более значимыми способность делать логические выводы и заключения, тактичность и чувство меры. При анализе же самооценок выявлено, что студентам пятого курса свойственно описывать себя как более склонных к самоанализу при более низком уровне эмпатии по сравнению с выпускниками.
В целом, обобщив полученные результаты можно заключить, что компетентный специалист в области психологии, по мнению опрошенных студентов и выпускников психологического факультета, должен быть ответственным, наблюдательным, коммуникабельным, стрессоустойчивым и эмоционально уравновешенным. В то время как в процессе учебно-профессиональной подготовки у обучающихся преимущественно формируются дисциплинированность, рефлексивность, самокритичность, ответственность и коммуникабельность.
Таким образом, в целом можно констатировать наличие несоответствия уровня развития личностных конструктов в процессе получения психологического образования требованиям, предъявляемым к профессионально важным качествам специалиста в области психологии. Данная закономерность подтверждается и на уровне статистических показателей: корреляционная зависимость между иерархиями изучаемых характеристик отсутствует (rs=0,276 при гкр 0,41 (р <0,05), 0,52 при (р <0,01)). То есть один и тот же параметр может иметь разную оценку в иерархиях признаков по критерию значимости - от идентичного до противоположного ранга. Причем для выпускников характерен больший разброс оценок изучаемых параметров (rs=0,137), тогда как у пятикурсников оценки более согласованы (rs=0,369).
В свою очередь анализ результатов оценки черт личности в зависимости от их принадлежности к той или иной сфере - когнитивной, эмоционально-волевой, деятель-ностной, межличностных отношений и самоотношения, позволяет выделить как наиболее согласованную, так и наиболее конфликтную зону признаков. А именно наиболее согласованной сферой личности с точки зрения требований, предъявляемых к психологу и уровня развития данных качеств у студентов, является коммуникативная сфера (rs=0,83 при р <0,05). Наименее согласованными по заявленному критерию являются эмоционально-волевая сфера и сфера самоотношения (эмпирические значения коэффициента ранговой корреляции Спирмена близки к нулевой отметке). При этом именно в сфере самоотношения происходят самые значительные изменения в процессе получения высшего психологического образования, по мнению студентов.
Таким образом, система учебно-профессиональной подготовки современных специалистов-психологов обеспечивает формирование коммуникативной компетентности, способствует развитию необходимых когнитивных и собственно праксических способностей на фоне недостаточного уровня развития эмоционально-волевых черт личности и противоречий в сфере самосознания (высокая требовательность к себе мешает адекватной самооценке, снижая уверенность в собственных силах).
На наш взгляд, полученные результаты, прежде всего, необходимо использовать при организации учебного процесса на факультетах психологии, а именно усиления требует блок дисциплин, направленных на овладение способами саморегуляции, повышение стрессоустойчивости и адаптационного потенциала личности. Что касается развития у обучающихся уверенности в себе, то данная работа может осуществляться в рамках соответствующих тренинговых программ, сопровождающих обучение студентов.
Эффект от такого рода нововведений должен быть ярко выраженным не только в личностном, но и профессиональном планах, поскольку студенты психологических факультетов таким образом удовлетворяют личные потребности, с одной стороны, и в большей степени начинают соответствовать требованиям профессии, с другой.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «К ВОПРОСУ О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ЛИЧНОСТНОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ СИСТЕМЫ УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПСИХОЛОГОВ» з дисципліни «Актуальні проблеми клінічної та прикладної психології»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Сучасний стан систем телекомунікацій в Україні
МАКРОЕКОНОМІЧНЕ РЕГУЛЮВАННЯ ІНВЕСТИЦІЙНОГО ПРОЦЕСУ
Мотивація інвестиційної діяльності
РОЗРАХУНКИ В ІНВЕСТИЦІЙНІЙ СФЕРІ
Аудит виходу продукції рослинництва


Категорія: Актуальні проблеми клінічної та прикладної психології | Додав: koljan (29.01.2012)
Переглядів: 814 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП