СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОЦЕНИВАНИЕ ПРИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОТБОРЕ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ
Профессия военнослужащего всегда и везде была связана с повышенным риском, кризисными состояниями и носила стрессогенный характер. В связи с современными общественными потребностями требуют своего решения проблемы социально-психологического оценивания (также применяется термин «диагностика») при профессиональном отборе военнослужащих, как представителей профессий повышенного риска. Своевременная диагностика личностной стрессоустойчивости, с целью предупреждения негативных психических состояний в процессе профессиональной деятельности повышенного риска является важнейшей задачей современной клинической и прикладной психологии244. В психологии проблемы стрессоустойчивости исследуются в рамках теорий личности, концепций «мотивации достижения», теорий гомеостаза и стресса, теории адаптационно-трофического значения симпатической нервной системы, теории темперамента и свойств нервной системы, теории надежности деятельности, концепции профессионального самосознания и других. Данный феномен изучался всесторонне в разных видах профессиональной деятельности. Выявлено, что стрессовое состояние является реакцией не столько на физические свойства ситуации, сколько на особенности взаимодействия между личностью и окружающим миром. При анализе исследований профессионального стресса выяснилось, что в них большее внимание уделяется организационным факторам и внешним условиям деятельности как стрессовым воздействиям, меньшее - влиянию личностных особенностей на стрессовую реакцию, и крайне редко изучаются фактические стрессовые взаимодействия, которые происходят между индивидом и условиями среды. Поэтому особо значимы в оценивании личности при профотборе военнослужащих прикладные исследования, посвященные выявлению личностных детерминант психической устойчивости к воздействию стрессовых ситуаций в ходе профессиональной деятельности повышенного риска. Социально-психологические проблемы профессионального стресса приобретают все возрастающую научную и практическую актуальность в связи с непрерывным ростом социально-экономической, эколого-техногенной, внутриличностной экстремальности человеческой жизни и существенным изменением содержания и условий профессиональной деятельности в различных сферах. В современных условиях возрастает количество возможных проблемных, кризисных ситуаций, повышается профессиональная, личностная значимость и ответственность за результаты и последствия выполняемых работ. Несмотря на несомненную актуальность и практическую значимость затронутой нами проблемы социально-психологического оценивания при профессиональном отборе военнослужащих (как представителей стрессогенных профессий, связанных с риском), ее изучение и собственно психологическая диагностика в известной мере затрудняются тем, что до сих пор в литературе нет четкого разграничения таких понятий как психическое состояние, стресс, стрессоустойчивость, дистресс, напряжение, напряженность, эмоциональный стресс и другое. Кроме того, возникающие в процессе изучения психических состояний проблемы обусловлены богатым разнообразием последних, их многомерностью, многофункциональностью, дискретностью, непрерывностью, сложностью измерения. Многоуровневый характер психических состояний проявляется в разных подходах к их научному оцениванию. С учетом того, что психические состояния (в том числе такое личностное образование, как устойчивость к действию стресс-факторов) представляют собой сложную системную реакцию человека на воздействие, к ним применяются различные группы методов научного оценивания: физиологические, психологические (субъективные) и социально-психологические (поведенческие). При этом результаты оценивания индивида посредством одной группы методик не позволяют сделать однозначные выводы о наличии у него того или иного психического состояния. Поэтому в целях получения информации о психическом состоянии как целостной системной реакции на воздействие целесообразно применять не одну, а комплекс методик, посредством которых оценка проводится на основе анализа всей совокупности диагностических результатов. Методическое обеспечение прикладного исследования и оценки психических состояний до сих пор остается одной из наиболее сложных проблем современной психологической науки. Перечисленными факторами обусловлен специфический подход при выборе батареи методик комплексного, социально-психологического оценивания психических состояний личности и измерения их динамических и структурных показателей. Практическая значимость данного исследования заключается в том, что полученные результаты и обобщения могут применяться не только для диагностики при профессиональном отборе военнослужащих, но и при разработке программ социально-психологической подготовки, направленных на снижение подверженности личности деструктивному воздействию возникающих в процессе профессиональной деятельности стресс-факторов и соответственно на повышение уровня общей психической устойчивости. В процессе постановки проблемы исследования и теоретико-эмпирического анализа изучаемой темы сформулирована (и подтвердилась эмпирически) гипотеза, что при социально-психологическом оценивании в ходе профотбора военнослужащих наиболее значимым комплексным показателем личности является психическая устойчивость (стрессоустойчивость) кандидатов, которая в свою очередь определяется коммуникативными качествами личности, ценностными ориентациями и направленностью локус контроля. Предметом исследования были социально-психологические факторы стрессоустойчивости личности в профессиональной деятельности, связанной с повышенным риском. Проведение социально-психологического оценивания при профотборе военнослужащих является составной частью профессиоло-гической работы и представляет собой систему мероприятий и средств, обеспечивающих прогностическую оценку взаимосоответствия человека и профессии. На этой основе делают выбор из числа призывников или претендентов наиболее соответствующих по своим качествам определенной военной специальности и предупреждают поступление на контрактную службу, к которой человек не способен по возрасту, состоянию здоровья, образованию или психологическим особенностям. После проведения профотбора работа по социально-психологическому оцениванию военнослужащих проводится непосредственно в воинской части в ходе изучения подчиненных на этапе приема молодого пополнения и его адаптации к условиям военной службы. В воинской части эту работу организует командир. Первичное изучение личного состава проводится уже на пункте приема молодого пополнения всеми должностными лицами в целях получения первичной информации о военнослужащих, по оценке адаптационных возможностей и выявлению лиц с признаками нервно-психической неустойчивости, склонностью к различным формам девиантного поведения. В данной работе рассмотрены социально-психологические индикаторы при профотборе военнослужащих. Профессия военнослужащего относится к группе профессий повышенного риска, сопряженного с воздействием как общих для современных условий, так и специфических стресс-факторов. Поэтому стрессоустойчивость личности для представителей профессий повышенного риска в целом и в частности для военнослужащих, несомненно, является критерием профессионализма и одним из оценочных индикаторов при профессиональном отборе . В результате проведенного теоретического анализа особенностей генезиса психологического в целом и профессионального стресса в частности было показано, что в основе стрессовых состояний человека лежат когнитивные процессы, в которых отражаются реальные и воображаемые условия стрессогенных ситуаций. Вместе с тем функциональное состояние военнослужащих (профессиональная деятельность с повышенным риском, стрессогенная по своей природе) выражается в комплексе наличных показателей тех функций и качеств личности, которыми прямо или косвенно обуславливается выполнение ими своих профессиональных обязанностей. Проводя обзор литературы, мы убедились, что каждая стрессогенная ситуация в профессиональной (и вообще психической) деятельности субъекта вызывает комплекс процессов оценивания, согласования, регулирования при взаимодействии человека со стрессорами. При этом самую важную роль в этих процессах играет стрессоустойчивость (устойчивость психического состояния) субъекта. В связи с проблемой точной социально-психологической диагностики военнослужащих (определения профессиональной пригодности) далее было показано, что основными элементами стрессоустойчивости личности являются: способность к полноценной самореализации, личностному росту с адекватным и своевременным разрешением внутриличностных и межличностных (мо-тивационных, ценностных, ролевых, этнических, религиозных) конфликтов; относительная стабильность эмоционального тона и благоприятного настроения; способность к эмоционально-волевой регуляции; адекватная ситуации мотивационная напряженность и другие. Необходимо оценивать системное ресурсное образование, состоящее из способностей и широкого круга разно-уровневых феноменов личности246. Посредством такого системного образования, как психическая устойчивость человек избегает дезинтеграции и личностных расстройств, что особенно важно в стрессогенных профессиях, связанных с повышенным риском. Семкина Т.А. Экспресс-оценка военнослужащих и воинских коллективов. - М.: ВИ, 2001. - С. 12.; Стрелков Ю.К. Инженерная и профессиональная психология. - М.: Академия, 2001. 246 Сутужко В. В. Ресурсы человеческого общения. - Саратов: ПКИ, Автор, 2006. - С. 34. При интерпретации полученных в исследовании эмпирических результатов выяв лены специфические черты личности, которые формируются под влиянием характера профессиональной деятельности (высокая самооценка, стремление к доминированию, целеустремленность и другое). Эмпирические факты объясняются с позиции взаимосвязи физиологической, психологической и социальной систем регуляции стрессовых реакций. Специфика профессии, характер межличностных отношений в профгруппах в значительной мере влияют на показатели доминирующего психического состояния личности. Основные факторы детерминации психических состояний - самореализация личности, ценностные ориентации, степень удовлетворенности профессией. Определение психодиагностического статуса и качеств, детерминирующих стрессоустойчивость качеств, в системе знаний о профессионально-значимых индикаторах военнослужащего, анализ социально-психологических аспектов стресса в профессиях повышенного риска; создание комплекса специальных методик социально-психологической оценки -актуальные задачи клинической и прикладной психологии. В данной работе отражаются основные направления современных исследований специфики профессиональной деятельности, связанной со стрессом, механизмов психической регуляции стрессового состояния, личностных детерминант стрессового процесса и ряда других аспектов проблемы стрессоустойчивости личности военнослужащих, которые могут стать предметом дальнейших исследований. Посредством результатов проведенного теоретико-эмпирического исследования показано, что проблема социально-психологического оценивания военнослужащих (осуществляющих профессиональную деятельность повышенного риска в стрессогенных ситуациях) является не только чрезвычайно актуальной, но и практически значимой, нуждающейся в дополнительном изучении.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОЦЕНИВАНИЕ ПРИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОТБОРЕ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ» з дисципліни «Актуальні проблеми клінічної та прикладної психології»