ТРЕНИНГ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПРИ ПОВЕДЕНЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВАХ
Проблемы поведения детей и подростков часто называют экстернализированным поведением, заключающимся в сочетании импульсивных, сверхактивных, агрессивных и делинквентных поступков. С психиатрической точки зрения, проблемы поведения определяются как явные психические расстройства на основе симптомов, описанных в DSM-IV-TR. Это гиперкинетическое расстройство и дефицит внимания (ГРДВ) описывающее детей, у которых наблюдаются постоянные и несоответствующие их возрасту симптомы невнимательности, гиперактивности и импульсивности, и устойчивые паттерны антисоциального поведения, представленные категориями оппозиционно- 146 демонстративного расстройства и расстройства поведения . Независимо от того достигают ли проблемы поведения данного конкретного ребенка степени психиатрического диагноза по критериям DSM-IV-TR или ICD-10, по мнению большинства специалистов, несомненен тот факт, что дети с устойчивым про-
American Psychiatric Association. (2000). Diagnostic and statistical manual of mental disorders DSM-IV-TR (Text Revision). Washington, DC: Author явлением импульсивных, сверхактивных, агрессивных паттернов поведения нуждаются 147 148 в квалифицированной психологической помощи 147, 148. Проведенные нами исследования в Ереванских школах, с целью выявления распространенности и особенностей протекания поведенческих расстройств среди младших подростков в возрасте 10-12 л., также показали необходимость психосоциальной поддержки школьникам с проблемным поведением. Для детей с поведенческими расстройствами характерно нарушение социального функционирования в семье и школе. А кроме того, те, кто испытывает значительные трудности в социальном взаимодействии, имеют наиболее неблагоприятные прогнозы появления депрессий и проявления преступного поведения в старшем подростковом возрасте 149. Следовательно психологическую помощь мы организовали с целью реабилитации социального функционирования, улучшения взаимоотношений в семье и со сверстниками. На наш взгляд, одним из самых эффективных интервенций в данном случае является тренинг социальной компетентности. "Тренинг социальной компетентности»150 или "тренинг социальных навыков"151 направлен на формирование просоциальных навыков, обучение стратегиям преодоления конфликтов во взаимоотношениях и налаживания позитивных взаимодействий со взрослыми и ровесниками, приобретение навыков управления когнитивными и поведенческими реакциями в конфликтных ситуациях, обучение стратегиям самоподкрепления и самоконтроля. Мы проводили тренинг в групповом порядке, в группах по 8-10 человек. Тренинг состоял из следующих основных тематических блоков, направленных на формирование соответствующих навыков: эмоциональное образование (распознавание собственных эмоций и эмоций других), социальное поведение и навыки общения (обучение просо-циальным видам поведения, вербальным и невербальным навыкам общения), преодоление барьеров общения (обучение пониманию намерений и установок других людей), навыки самоконтроля и самооценивания (обучение адекватному наблюдению и оцениванию собственного поведения), навыки речевого самоконтроля (использование внутренней речи для контролирования поведения), навыки разрешения проблем (умение поэтапно обдуманного решения проблем), навыки управления гневом (обучение распознаванию и преодолению эмоций и мыслей, связанных с гневом). Формирование каждого навыка проводилось по определенной схеме: представление навыка ведущими, речевое описание навыка, моделирование навыка, ролевые игры с применением навыка, обсуждение ситуаций, в которых необходим данный навык, обобщение навыка, домашнее задание. В групповом тренинге социальной компетентности использовались следующие методы: • диагностические методы: наблюдение, анкетирование, тестирование, интервьюирование; Bird, H., Yager, Т., Staghezza, В., et al (1990) Impairment in the epidemiological measurement of childhood psychopathology in the community. Journal of the American Academy of Child and Adolescent Psychiatry, 29, 796-803 148 Angold, A., Costello, E., Farmer, E., et al (1999) Impaired but undiagnosed. Journal of the American Academy of Child and Adolescent Psychiatry, 38, 129-137 149 Greene RW, Biederman J, Sienna M, Garcia-Jetton J, Faraone S. Adolescent outcome of boys with attention deficit/hyperactivity disorder and social disability: results from a four-year longitudinal study. J Consult Clin. Psychol. 1997; 65:758-767. 150 Bloomquist L. Michael , Schnell V. Steven, Helping children with Aggression and Conduct Problems.- Guilford press, NY 2002 151 Kendall Ph. Child and Adolecent Therapy. - The guilford press. NY 2000 • мозговой штурм; дискуссия; драматические представления; выступления; ролевое моделирование; обсуждение; описание; разогревающие игры. Закрепление и практическое применение преобретенных навыков осуществлялось переносом этих навыков в реальные жизненные ситации, записями их эффективности в поведенческие дневники и последующим обсуждением во время занятий. В качестве средств контролирования поведения участников в группе применялись групповые нормы, поведенческие контракты, подкрепление и слабое наказание, такое, как потеря очков или призов. Первоначальные свидетельства о результатах 35 детей (четырех групп) приняв-шых участие в этой програме показывают, что снижаются проблемы в поведении, заметно улучшаются взаимоотношения со сверстниками и членами семьи, даже улучшается учеба проблемных детей и в целом атмосфера в классе. Первоначальные результаты многообещающи, так как наблюдение за этими детьми в течении года после окончания тренинга показало, что у большинства (26 детей) положительные изменения в поведении и взаимоотношениях сохранились. Обобщая результаты нашей работы, можно предположить, что степень успеха или неудач в психотерапии и психопрофилактики поведенческих расстройств зависит от типа и серьезности проблем поведения ребенка, а также от вовлеченности родителей и педагогов в терапевтическом процессе.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «ТРЕНИНГ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПРИ ПОВЕДЕНЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВАХ» з дисципліни «Актуальні проблеми клінічної та прикладної психології»