К ПРОБЛЕМЕ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
Одним из условий возрастания преступности среди несовершеннолетних является деформация процесса социализации детей и подростков. Как это ни грустно и обидно признавать, но факт остаётся фактом: современное общество практически утратило социальный контроль полноценного включения детей и подростков в общественные институты. В первую очередь, по нашему мнению, это обусловлено разрушением и деформацией традиционных институтов социализации детей и подростков: семьи, школы, детских и молодёжных организаций и т. д. Разрушение тех идеалов и той системы ценностей, на которых выросли отцы и деды сегодняшних детей не только поставили под сомнение, но и привели к отсутствию общепризнанных ориентиров воспитательного процесса, преемственности в их развитии. Правосознание ребёнка формируется в процессе его социализации посредством систематического формирования положительных правовых ориентаций, формирования престижа права в системе социальных ценностей. Основой правосознания граждан является интернализация личностью тех социальных ценностей, которые охраняются правом данного общества. Ребёнок может принимать существующие в обществе правовые нормы и, в таком случае, правомерное поведение, само по себе, становится личностно принятой ценностью, а может не принимать, отрицать правовые ценности и, в таком случае, проявляется личностный правовой негативизм. Таким образом, в мотивах правозначимых поведенческих актов, как особом структурно-личностном образовании, будет проявляться индивидуальное правосознание отдельно взятого гражданина общества. Правовой негативизм, как правило, обусловлен дефектами индивидуального правосознания. Под этими «дефектами» мы понимаем не столько «правовой вакуум», сколько негативное отношение к праву, противопоставление ему узкоэгоистических, своекорыстных интересов и устремлений индивида. Но при этом важно понимать и то существенное, на наш взгляд, обстоятельство, что первопричиной противоправного поведения («корнем зла») являются, отнюдь, не «дефекты» правосознания, а те реальные условия жизнедеятельности, которые и порождают эти «дефекты». Отклоняющееся поведение всегда оценивается с точки зрения культуры, принятой в том или ином обществе. Эта оценка заключается в том, что одни отклонения осуждаются, а другие, напротив, одобряются. В самой острой форме девиантность выступает как преступность, как посягательство на социально-политические и нравственные устои общества, личную безопасность и благополучие его граждан. Разрушительные масштабы девиантности приводят общество к состоянию социальной аномии, общество теряет свою историческую память, систему ценностей, а это, в свою очередь, грозит обществу перерождением с последующей деградацией и социальным регрессом. Дестабилизационные процессы в политической и социально-экономической сферах российского общества вызвали формирование крайне негативных тенденций в подростковой и молодежной среде. Дети оказались наиболее беззащитными, поскольку в силу своей незрелости не способны защитить себя сами. Растёт уровень насилия в семьях, резко увеличилось количество как физических, так и психических заболеваний среди несовершеннолетних. Оказавшиеся на улице дети вынуждены идти на преступления, причём, что примечательно, результаты проведённых в нашей стране исследований показывают: 25% респондентов признаёт, что они совершали противоправные действия, но в целом оце- 129 нивают такое поведение как нормальное для своей возрастной группы . В данном случае мы сталкиваемся с феноменом «институционализации девиации», то есть своего рода трансформацией её в социально-приемлемый и (что особенно опасно для исследуемой нами возрастной категории) негласно одобряемый тип поведения. Девиантное поведение, понимаемое как нарушение определённых социальных норм, в последние годы приобрело устрашающе массовый характер и поставило эту проблему в центр внимания не только работников правоохранительных органов, но и социальных психологов, педагогов, социологов, социальных работников, юристов, медицинских работников. Кражи, грабежи, попрошайничество - далеко не полный список детских преступлений. Известно немало случаев, когда группы беспризорных детей совершали разбой, убийство, причём их жертвами становились не сверстники, а вполне взрослые люди. Самые распространённые преступления в отношении и с непосредственным участием несовершеннолетних - производство порнографии, торговля наркотиками, вовлечение в занятие проституцией. Имеются вполне объективные основания к тому, чтобы считать, что масштабы девиантного поведения в ближайшие годы будут неуклонно возрастать, а значит - расширять причинную базу преступности. «Во всяком случае, - по мнению В.В. Лунеева, - по этим признакам у нас нет сколько-нибудь значимых доказательств снижения кри-миногенности социальных условий» . Значительное ухудшение социальных условий, детерминирующих характер и масштабы девиаций, требует разработки в кратчайшие сроки системы мер, дифференцированных по регионам и группам населения. Особенностью этих мер должно стать не только (а, возможно, и не столько) непосредственное, прямое воздействие на различные категории людей, но и опосредованное, связанное с оздоровлением образа жизни людей, повышением их культуры, социальной активности и образа жизни, изменениями в их ценностных ориентациях и установках, в их нравственной устойчивости. Завражин С.А., Хартанович К.В. Новое поколение на периферии: конформисты или девианты? // СО-ЦИС. - 1993. - № 8. - С. 55-57. 130 Лунеев В.В. Преступность в XXI веке... // СОЦИС. - 1996. - № 7. - С. 94-96. Современные реалии общественной жизни говорят о том, что негативная направленность социальных отклонений в детско-подростковом возрасте имеет тенденцию к увеличению. Усвоение несовершеннолетними ценностей общества, формирование их устремлений и притязаний осуществляется под воздействием всей системы общественного жизнеустройства и предполагает определённое противостояние личности обществу как силе, им противоборствующей. Именно поэтому сегодня мы вправе говорить об обоюдной ответственности личности и общества друг перед другом. Профилактика девиантного поведения в детской и подростковой среде может быть эффективной, если в центре предпринимаемых мер будет стоять конкретный человек с его индивидуально-психологическими особенностями, устремлениями, сильными и слабыми сторонами.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «К ПРОБЛЕМЕ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ» з дисципліни «Актуальні проблеми клінічної та прикладної психології»