ФЕНОМЕНОЛОГИЯ НАРКОТИЧЕСКОЙ АДДИКЦИИ В КЛАССИКЕ ПСИХОАНАЛИЗА
Масштабы и темпы распространения наркомании ставят под вопрос физическое и моральное здоровье молодежи и будущее значительной ее части, социальную стабильность российского общества в уже ближайшей перспективе. Общество фактически не имеет иммунитета в отношении этой страшной угрозы. Во многих развитых государствах мира сегодня существует система правового, медицинского, социального обеспечения реабилитации наркоманов одновременно с мощной пропагандистской кампанией против наркотиков. В России, к сожалению, подобная система находится в зачаточном состоянии. И одной из основных проблем в отечественной аддиктологии остается проблема идентификации признаков, предположительно участвующих в развитии деструктивных процессов. Это представляет возможности совершенствования программ профилактики и диагностики риска развития наркомании, а также лечения и реабилитации сформировавшейся аддикции. Изучение девиантного поведения осуществлялось на протяжении всего двадцатого столетия. Впервые объяснение девиантности (девиантность от латинского via - дорога, дословно с приставкой обозначает отклонение от дороги) было предложено Э.Дюркгеймом в 1915 году. Он считал одной из главных причин, ведущих к девиантности, явление, названное им аномией (буквально «разрегулированность»). Аномия - состояние отсутствия норм, наличие в повседневной практике большого числа конфликтующих правил и испытываемая в связи с этим неопределенность. У личности аномия сопровождается отсутствием твердого чувства принадлежности, ощущением ненадежности и потери стабильности в выборе линии нормативного поведения. Стабильность и сохранение общественных отношений, по мысли ученого, ведут к успешной социализации, а социально-политические кризисы, приводя к возникновению общественной запутанности и дезориентации, способствуют развитию девиантного поведения. Таким образом, предпосылкой цельной, неаномической личности, по мнению Дюркгейма, является устойчивое и сплоченное общество113. Развал культуры, несоответствие между целями общества и наличием эффективных законных средств для их осуществления Р. Мертон114 считал другой причиной отклоняющегося поведения. Жесткое регулирование каналов социальной мобильности, блокировка социальных «лифтов» приводят к усилению напряжения в обществе и, как следствие, к увеличению числа лиц с девиантным поведением. При этом девиации, по мнению автора концепции, не только дисфункциональны, напротив, они имеют адаптивную функцию. Среди отечественных работ, посвященных формированию девиантного поведения, одно из важных мест занимают работы Я.И.Гилинского и В.Афанасьева115, в которых выявляются функциональные связи девиаций с социальной структурой общества. Дюркгейм Э. Самоубийства: социологический этюд. - Спб.: Союз, 1998. -496с. 114 Мертон Р.К. Социальная структура и аномия // Социол. исслед. -1999.-№3. —С. 104-114. 115 Гилинский Я., Афанасьев В. Социология девиантного поведения / ИСИ РАН.— Спб., 1993. В последнее десятилетие одной из форм девиантного поведения признается наркотическая аддикция. Под аддикцией понимается один из типов девиантного поведения с формированием стремления к уходу от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ с целью развития и поддержания интенсивных эмоций. Феноменология наркотической аддикции раскрывается в классике психоанализа. В рамках психоаналитической литературы рассматривается связь нарушений адаптации личности с ее ранними детско-материнскими отношениями. Отмечается, что хорошее взаимодействие с обществом возможно только при условии нормального полноценного развития, предполагающего установление тесного контакта с матерью, от которого ребенок постепенно переходит к контактам с обществом. Нарушение связи с матерью чревато тяжелыми психическими и физическими последствиями для ребенка, что доказано многочисленными исследованиями по депривации. Так исследование взаимоотношений «мать - ребенок» получило распространение со времен З.Фрейда. Основатель психоанализа был убежден, что ранний травматический детский опыт устанавливает точки фиксации, к которым человек возвращается в более позднем возрасте в стрессовых ситуациях. Фиксации ослабляют возможности личности сопротивляться жизненным стрессам, «когда защитная заслонка или барьер пробиты чрезмерной стимуляцией, конституциональной слабостью, неподготовленностью или различным сочетанием этих факторов». З.Фрейд116 утверждал, что подавление энергии либидо вызывает тревогу, в результате которой возникающие внутри личности психологические защиты направляются на ее редуцирование. Согласно топографической модели психики, созданной основателем психоанализа, существуют три инстанции, или топика. Оно (вместилище влечения -к жизни и влечения -к смерти) руководствуется принципом удовольствия, немедленного удовлетворения желания, влечения. На этом уровне психики отсутствует чувство безопасности. Возникающее влечение характеризуется следующими составными частями: Источник влечения, представляющий скорее внутренний раздражитель, возникающий как часть унаследованной программы влечений; Цель влечения - стремление к снижению раздражения и получение при этом удовольствия; • Обеспеченность энергией - напряжение; Дифференцированность энергии: энергия либидо - влечение -к жизни и энергия танатоса - влечение -к смерти, стремление к абсолютному покою через деструкцию жизни; Для редуцирования напряжения необходим объект влечения, на котором происходит удовлетворение. Объект задает направление имеющейся энергии, упорядочивает ее на себе; Телесная локализация влечения, т.е. влечение соприкасается с объектом через определенные участки своего тела. В канализации энергии в безопасное русло участвует две других инстанции. Инстанция Сверх -Я, развивающаяся из бессознательного Оно через усвоение норм поведения, формирование ценностей и морали и инстанция Я, преобразующая энергию Оно в социально приемлемое поведение, которое диктует Сверх-Я и реальность. Инстанция Я находится в самом трудном положении: ей нужно принимать решения, учитывая категоричность императивов Сверх-Я, условия и требования реальности. Таким образом, действие Я энергетически обеспечивается инстанцией Оно, контролируется запретами и разрешениями Сверх-Я и блокируется или освобождается реальностью. 116 Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции. СПб.: Питер, 2001. -381с. Сильное, сформированное Я гармонично сочетает все три инстанции. Личность живет в согласии с самой собой и миром. Все возникающие внутренние и внешние проблемы такой субъект преодолевает конструктивно, используя их для личностного роста. Несформированное, слабое Я испытывает страх и тревогу перед реальностью. Такое Я не в состоянии справиться с влечением Оно, запретами Сверх-Я и угрозой реальной ситуации. Переживания внешнего мира оказывают влияние на мир внутренний. В первые месяцы своего внутриутробного существования ребенок тесно связан с матерью: плохо матери — плохо ребенку и наоборот. M.Balint считал, что оборванная пуповина при рождении позволяет ребенку жить отдельно от матери. Однако психологическая связь остается. После рождения ребенок продолжает находиться в зависимой позиции, получая от матери объекты влечений и либидо, и танатоса. Эта точка зрения остается основной во многих работах по современному психоанализу. Так основопола- 117 гающим тезисом теории привязанности J.Bowlby является утверждение, что любое отношение индивида к окружающему миру и к себе базируется на детско-родительских отношениях, определяющих дальнейшее психологическое развитие личности. Центральное понятие теории привязанности — первичный «объект привязанности». В качестве этого объекта выступает мать, обеспечивающая младенцу безопасность и уверенность. Именно отношения с матерью позволяют ребенку налаживать отношения с другими людьми (вторичную привязанность). Система привязанности включает в себя стремление к новому и поиск поддержки. Если поддержки нет, она находится в созданном иллюзорном мире Большое значение внутриутробному и перинатальному опыту индивида придавал 118 О. Ранк . Введя понятие «травма рождения», в основе которой, по его мнению, лежит опыт отделения от матери, он считал, что всю последующую после рождения жизнь индивид решает дилемму: быть индивидуальностью - с «боязнью жизни» или ее утратить, обретая взамен «боязнь смерти». Страх жизни проявляется тревогой перед любой новой возможностью, предполагающей автономное действие. Страх смерти — тревога потери своей личности при движении назад. О.Ранк утверждал, что каждый человек ощущает эти две противоположные формы тревоги. От решения дилеммы зависит установление взаимоотношений с окружающим миром, иными словами, качество адаптации. Невротик, по мысли Ранка, не может принять ни одно из решений, оставаясь в пространстве между автономией и зависимостью от других. Иными словами, выбирается третий путь — рождение девиации. Bowlby J. A secure base: Clinical applications of attachment theory. — London: Routledge, 1988. Rank O. The trauma of birth. New York: Harcourt, Brace & Co., Inc.-1929. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ. М.: «Прогресс», «Универс», 1993. — 480с. По убеждению К.Хорни119, испытываемые ребенком чувства изолированности, беспомощности, страха и враждебности рождают навязчивые влечения и представляют собой способы, с помощью которых индивид пытается справиться с миром вопреки своим чувствам; они нацелены на достижение безопасности, их навязчивый характер обусловлен стоящей за ними тревогой. Это чувство незащищенности порождает широкий диапазон неблагоприятных факторов: делинквентность, безответственность, изоляцию от других людей, аддикцию и т. д. Ребенок ищет способы избавиться от ощущения небезопасности окружающего мира. В этих поисках вырабатываются собственные стратегии: движение в них навстречу людям, против людей или от людей. Движение навстречу позволяет ребенку признавать собственную беспомощность, предпринимать попытки завоевать любовь, обрести чувство принадлежности. Движение против людей означает отрыв от них, ощущение враждебности окружающего мира, проявление агрессии по отношению к миру. Движение от людей предполагает отстранение, уход в собственный мир, чувство изоляции. Все три типа установок могут дополнять друг друга и создавать гармоническое целое. Доминирование одной из стратегий определяет реальное поведение индивида. Способность к отказу от чего-либо, считает К.Хорни, постепенно становится крайне слабой, а способность нести ответственность за себя полностью утрачивается. Как «открытую систему», постоянно вступающую во взаимоотношения с внешним миром, рассматривают ребенка создатели теории объектных отношений. По их мнению, внутренний мир личности формируется из стойких моделей отношений к другим: первоначально в младенчестве и впоследствии от бессознательных взаимодействий с объектными отношениями реальной жизни. 120 120 Винникотт Д.В. Маленькие дети и их матери. М.: Класс, 1998. -56с. Согласно концепции детского психоаналитика Д.В.Винникотта о происхождении антисоциальных тенденций, подлинной и фальшивой структуры <Я-САМ» (Self), в первые недели жизни ребенок и мать находятся в специфическом состоянии повышенной сензитивности, представляя симбиотическое единство, и их невозможно изучать изолированно. Это состояние позволяет матери переживать чувства младенца как свои собственные и создавать для него развивающие условия дальнейшего развития. В первые месяцы жизни ребенок полностью зависит от матери и ее ухода за ним. Имея в виду первичное чувство материнства, Винникотт вводит понятие «достаточно хорошая мать». «Достаточно хорошая мать» дает ребенку возможность пережить иллюзию, что мать и ее грудь - это его часть. Обеспечение поддерживающей функции Я помогает в дальнейшем справляться с возникающими фрустрациями, а также завязывать отношения с субъективными объектами. В результате знакомства с принципом реальности от промежуточной стадии отношений с субъективными объектами происходит переход к первому установлению отношений с объективно воспринимаемыми объектами, которые создает сам ребенок. По мнению Винникотта, младенец должен создать хороший объект сам, пережив омнипотентные желания. Сопровождаемый необходимым уровнем фрустраций омнипотентный контроль делает возможным постепенное приближение к реальности, ведет к объективно воспринимаемому объекту. Без этого внешний мир будет восприниматься индивидом как галлюцинация. Именно фрустрация позволяет пережить реальное существование окружающего мира и тем самым объекта. Из-за формирующегося отношения к объекту происходит расширение области эмоциональных переживаний младенца, а также формируются механизмы проекции и идентификации, которые как бы переносят часть структуры «Я-САМ» ребенка в объект, увеличивая тем самым область Я. На стадии использования объект обладает независимым существованием. Винникотт считал, что субъект может начать жить в мире объекта и использовать его только тогда, когда мать и материнская грудь выдерживают разрушение субъектом (его кусания, щипания и т. д.). Происходит формирование необходимого для нормального развития первичного чувства вины, что создает предпосылки для принятия другого человека, чувства укорененности. Мать ведет ребенка сквозь первое столкновение с деструкцией. Именно на нее направлены нападки младенца и здесь очень многое зависит от психического здоровья матери, ее способности «пережить» эти нападки. Это усиливает эмоциональную связь с объектом, ведет к формированию его постоянства и неизменности, и только после этого объект может быть использован ребенком. Теория о «хорошей матери» Д.В.Винникотта утверждает призвание матери «создавать активную адаптацию потребностям малыша, уменьшающуюся пропорционально увеличению способности ребенка объяснять неудачи адаптации и быть толерантным к результатам фрустрации». Несформированное постоянство объекта приводит к недоверию к готовому уйти миру. По мысли Винникотта, нарушения в этой фазе чреваты наиболее тяжелыми из возможных последующих нарушений развития. Если уровень фрустраций превышает возможность ребенка их пережить, возникает состояние отказа от активности. Мир, состоящий только из фрустраций, становится угрозой, ломает хрупкие защиты ребенка, лишает его активности, препятствует дальнейшему индивидуальному развитию. Младенец оказывается неспособным строить свою личность по образцу последовательности непрерывно развивающегося бытия. Распад непрерывной линии последовательности бытия ведет к возникновению чувства бессмысленности. Если малыш не переживает индивидуальный опыт, нарушается «способность хотеть» (Точно так же нарушается «способность хотеть» и в случае безумной любви к ребенку, которому отказано в праве выбора самому исполнять свои желания. Социальное окружение формирует сверхсильное Сверх -Я, через которое осуществляет руководство поведением ребенка). Формирующиеся в дальнейшем антисоциальные тенденции несут в себе раннюю депривацию - лишение чего-то хорошего, что переживалось ребенком до определенного момента положительно, например, мать, полноценный контакт с нею, на обладание которым ребенок чувствует право, но которое было утрачено. Внутренний объект умирает, мир становится враждебным и отворачивается от ребенка. Незрелая личность при помощи антисоциальных тенденций всеми силами пытается заставить окружающий мир вновь обратить на себя внимание и позаботиться о нем. 121 В течение первого года, утверждает О.Кернберг121, развивается эго-идентичность, если интеграция происходит полностью, формируется подлинное Self ребенка. Идущая навстречу омнипотенции ребенка мать способствует ее осуществлению. И благодаря этому начинает функционировать правильная, подлинная структура «Я-САМ», а ребенок начинает верить в существование внешней реальности. У детей, испытавших недостаток родительского присутствия, травмированных или брошенных, развитие эго-идентичности происходит частично, и нарушения в развитии остаются заметными на всю жизнь. Б.Докар-Дрисдейл122 назвала таких детей «неинтегрированными». Они испытывают постоянный подспудный страх перед своим существованием, в их поведении преобладает разрушение и хаос, у них слабое понимание своих границ и себя. Вырастая, они испытывают трудности с ощущением внешней реальности. Построение неправильной системы отношений осуществляется с целью выжить и избежать уничтожения правильной структуры «Я-САМ». Таким образом, нарушение на ранних этапах жизни приводит ребенка к мысли о невозможности безусловной любви: «Нет надежды на то, что меня полюбят таким, каков Я есть». Чтобы хоть как-то защититься от этой мысли, он должен подавить собственные чувства или отказаться от них. Рождается «ошибочное Я». Это всегда подавленное, лишенное способности развиваться Я, не имеющее доступа к своим чувствам, 123 эмоциям, аффектам123. В рамках теории объектных отношений это означает невозможность доступа к своим чувствам как по отношению к себе, так и другим. Индивид, лишенный такого доступа, испытывает неудачи в адаптации к миру и не толерантен к фрустрации. Это один из путей, приводящих к развитию девиаций, в частности, наркотической аддикции. Создатели теории объектных отношений огромное значение отводили роли матери. M.M.R.Khan рассматривал мать как «защитную заслонку» в жизни ребенка, считая, что ее неумение или нежелание справляться с этой функцией в дальнейшем приводит к уязвимости ребенка в стрессе и неадаптивному поведению в социальной среде124. Ана- 125 Кернберг О.Ф. Агрессия при расстройствах личности и перверсиях. - М.: «Класс», 1998. —365с. (Б-ка психол. и психотерапии; Вып. 55) Dockar-Drysdale B. Consultations in Child Care, London: Longman 1973. Winnicott D.W. Transitional objects and transitional phenomena. Int. J. Psychoanal. 34:89, 1953. Khan M.M.R. The concept of cumulative trauma. / The Psychoanalytic Study of the Child. 1963. —P.286- 306 125 Kohut H. The Analysis of the Self. Systematic Approach to the Psychoanalytic Treatment of Narzissistic «Personality Disorders». New York: International Universities Press, 2003. логичного мнения придерживается Х. Кохут , выявивший у пациентов с нарциссиче-скими личностными расстройствами имеющиеся чувство пустоты, депрессию и неудовлетворенность своими взаимоотношениями с окружающими, уязвимость самооценки в ситуациях фрустрации. Он отмечал, что в раннем детстве они имели родителей, неспособных выполнять свои родительские функции, в частности, поддерживать веру детей в том, что родители идеальны. Этот факт не дал сформироваться чувству целостности и самоуважения, стабильного Я и послужило препятствием для дальнейшего развития личности и формирования у нее уверенности. Так, недолюбленный, лишенный безусловного принятия ребенок подобен «растению, рост которого был задержан в результате недостаточного полива и освещения в критические моменты». Большой вклад в исследование адаптации как главного фактора развития аддик-ции внесла М.Maсhler126, в концепции которой важное место отведено процессу «сепа-рации-индивидуации». Под сепарацией подразумевается процесс, в ходе которого младенец постепенно формирует внутрипсихическую репрезентацию самого себя, отличную и отделенную от репрезентации его матери. Развитие чувства автономии дает возможность ребенку начать отдельное от матери существование. В процессе индивидуа-ции происходит осознавание субъектом своей идентичности, восприятия самого себя, отличающегося от других людей. В норме отношения сепарации и индивидуации формируются одновременно. Если ребенок уверен в доступности матери, процессе инди-видуации осуществляется успешно, постепенно уменьшается болезненная амбивалентность ранних детско-родительских связей и формируется зрелое Я. Переживание болезненного опыта сепарации приводит ребенка к неверному выводу о том, что именно его собственные плохие качества являются причиной сепарации с любимым объектом. О.Кернберг127 считает, что в результате взаимоотношений с внешним миром индивид осознает непрерывность Я и приобретает опыт межличностного взаимодействия. В дальнейшем эти сформированные алгоритмы существования человека в мире определяют успешность его адаптации. Резюмируя мнения психоаналитически направленных авторов, следует отметить, что нарушение ранних детско-материнских отношений, отсутствие четко обозначенных границ, невозможность родителей поддержать ребенка в трудное время «всплывают на поверхность взрослой жизни», препятствуя успешной адаптации. «Уход» от реального настоящего и неясного будущего с помощью аддикции способствует редуцированию тревоги и закрепляет использование однотипных психологических защит, делая поведенческий конструкт негибким, жестким. Понимание наркотической аддикции как раннего нарушения детско-материнских отношений, на наш взгляд, обозначает первостепенную значимость психологической составляющей этого явления. Аддиктивное поведение напрямую зависит от умения отвечать на возникающие трудности: путем созидательных или разрушительных действий, в том числе и против себя. Это понимание определяет необходимость продолжения специальных психологических исследований для более детального изучения личности с аддикцией и предполагает открытие новых возможностей совершенствования профилактических мероприятий и улучшения качества психокоррекционной работы. Machler М^., Pine F., Bergman A. The Psychological birth of human infant. New York: Basic books, 1975. Кернберг О.Ф. Агрессия при расстройствах личности и перверсиях. - М.: «Класс», 1998. -365с. (Б-ка психол. и психотерапии; Вып. 55) Таким образом, нарушенные отношения с матерью запускают процесс, приводящий к искажению взаимодействия со средой и возникновением межличностных и внутриличностных конфликтов. Незрелая личность с нарушением адаптации стремится раз и навсегда забыть о своем реальном Я, создавая Я фальшивое, умеющее жить в условиях враждебного для нее мира. Такая личность отличается низкой стрессоустойчи-востью, уязвимостью, неспособностью противостоять фрустрационным воздействиям среды Неясное разлитое напряжение накапливается и требует разрядки или высвобождения. Ощущение изъяна приводит к попыткам снять напряжение, облегчить чувство вины за собственную неполноценность. Трагедия прошедшего детства оборачивается формированием аддиктивной личности, действующей по модели, заложенной в ранние годы. Принимающим объектом часто выступает наркотическое средство - это итог поисков утешения и покоя во внешнем мире. Поэтому мы считаем, что изучение феномена адаптации должно рассматриваться как один из перспективных подходов к комплексному исследованию формирования аддиктивной наркоманической личности.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «ФЕНОМЕНОЛОГИЯ НАРКОТИЧЕСКОЙ АДДИКЦИИ В КЛАССИКЕ ПСИХОАНАЛИЗА» з дисципліни «Актуальні проблеми клінічної та прикладної психології»