ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Психологія » Актуальні проблеми клінічної та прикладної психології

АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ И ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ЕГО ВОЗНИКНОВЕНИЕ
Агрессия и родственные формы поведения у детей и подростков являются в наше время важнейшими проблемами. И эти проблемы не новые. За последние десятилетия было проведено множество исследований, изучавших с самых разных точек зрения рано проявляющееся агрессивное поведение. Несмотря на значительные разногласия относительно определений агрессии (агрессивного поведения), большинство специалистов в области социальных наук понимают под агрессией форму поведения, нацеленную на оскорбления или причинение вреда другому живому существу (Ениколопов С.Н.).
Определенная степень агрессии вполне допустима и является элементом нормального развития, особенно в детском возрасте. Здоровые аспекты агрессии способствуют умению отстаивать свои интересы во взаимодействии с другими людьми, соперничеству в играх и успешности решения повседневных проблем. В процессе развития практически все дети в той или иной степени демонстрируют агрессивное поведение. Формы, которые принимает агрессивное поведение, меняются с возрастом, также как и провоцирующие факторы, или пусковые механизмы агрессии. Итоговые результаты разных исследований дают довольно высокие показатели устойчивости различных форм агрессии на протяжении всего периода развития (Olweus, 1979; West & Farrington, 1977; Farrington 1989b; Stanger et al., 1992; MacDonald & Achenbach, 1999; Hofstra et al., 2000; Achenbach et al., 1995; Ferdinand & Verhulst, 1995). Последующие исследования показали, что существуют индивидуальные различия в устойчивости агрессии, для большинства данное поведение является преходящим и ситуационным.
Важное значение имеет возраст появления агрессивного поведения. Когда такое поведение появляется в подростковом возрасте и зависит от конкретных сигналов в окружении подростка, оно может с возрастом прекратиться (Moffitt, 1993a). Лишь малая часть агрессивных подростков обнаруживает сохраняющийся паттерн агрессивного поведения и став взрослыми. Такой устойчивый паттерн характеризуется ранним появлением агрессивного поведения (до 8-летнего возраста) и проявляется у 3-5% выборки в проводимых исследованиях (Henry, Moffitt, Robins, Earls & Silva, 1993; Kingston & Prior, 1995; Patterson, 1982).
У ряда лиц агрессивное поведение формируется поэтапно, медленно прогрессируя от легких форм агрессии и раздражения в детстве к насилию в более поздние годы жизни. Проявления агрессии становятся более частыми и разнообразными, а диапазон ситуаций, в которых они могут иметь место, становятся все шире, по мере того, как человек осознает, что агрессия приносит желаемые плоды и ситуативно подкрепляется, вследствие чего происходит дальнейшее развитие такого поведения. Проведенные исследования позволяют говорить о нарастающем, последовательном и неслучайном развитии агрессии у некоторых людей (Loeber, 1990).
Хотя у некоторых лиц агрессия носит чрезвычайно стойкий характер, все рассмотренные выше исследования говорят о том, что определенная часть детей и подростков с проблемами, вызванными ранним агрессивным поведением, со временем все же воздерживаются от проявления агрессии. У некоторых детей агрессивное поведение постепенно исчезает по мере их возрастного развития (Haapasolo & Trembly, 1994;
Loeber & Hay, 1997).
Вопрос о генезисе агрессивности, о роли, которую в ее происхождении играют биологические и социальные факторы, исключительно сложен. В психоневрологических генетических исследованиях все шире признается важная роль наследственных факторов в агрессии. Эти наследственные влияния, по-видимому, наиболее сильны в открытых типах агрессии и агрессии с ранним началом, но были также обнаружены в скрытом агрессивном и оппозиционном поведении (Lyons et al., 1995, Eaves et al., 1997; Hewitt et al., 1997; Hudziak, Rudiger, Neale, Heath & Todd, 2000).
Большинству существующих в современной психологии теорий агрессии не противоречит идея о взаимосвязи агрессии с теми или иными конкретными устойчивыми поведенческими паттернами или определенными характерологическими типами. В известном исследовании Реан (Реан А. А., 1997, 1999) были получены результаты, из которых следует вполне конкретная, четкая и сильная связь между возбудимой характерологией, демонстративностью и различными проявлениями агрессии. Кроме того, было показано, что уровень выраженности агрессивных проявлений коррелирует в самооценкой подростка.
Некоторые неэффективные приемы родительского воспитания имеют следствием появление и сохранение агрессивного поведения у детей и подростков. К этим приемам относятся применение относятся применение суровых и непоследовательных дисциплинарных мер, недостаточное наставление и слабый контроль за детьми, а также низкий уровень положительного участия в жизни и занятиях детей.
Установлено, например, что если у ребенка сложились негативные отношения с одним или обоими родителями, если тенденции развития позитивности самооценки и Я-концепции не находят поддержки в оценках родителей или если ребенок не ощущает родительской поддержки и опеки, то вероятность делинквентного, противоправного поведения существенно возрастает, ухудшаются отношения со сверстниками, проявляется агрессивность по отношению к собственным родителям (Hanson, Henggeler et al., 1984; Eron, Walder et al., 1977, 1978; Peek et al., 1985; Baron, Richardson, 1994).
Не вызывает сомнения, что между строгостью наказания и уровнем агрессивности детей существует положительная зависимость. Исследования показали, что суровым и непоследовательным родительским поведением объясняется от 30 до 52% дисперсии в развитии агрессивного и антисоциального поведения (Capaldi & Patterson, 1994; Patterson et al., 1992) и что принудительная родительская тактика, приводящас к конфликтам между родителями и ребенком, является мощным независимым предсказателем развития проблем с поведением в дальнейшем (Wasseman, Miller, Pinner & Jaramillo, 1996). Недостаточное наставление и слабый контроль за детьми составляют характерную особенность другой практики родительского воспитания, связанной с агрессией и проблемами с поведением у детей и подростков (Loeber & Stouthamer-Loeber, 1986). Такие родители часто не знают, где, когда, как и с кем проводят время их дети. Недостаточное наставление или непоследовательное руководство поведением своих детей - мощный предсказатель делинквентного поведения несовершеннолетних (Wasserman et al., 1996). Низкий уровень положительного участия в жизни и занятиях детей - еще одна особенность родительского поведения, связанная с повышенным риском появления проблем с поведением у детей и подростков. Родительское непринятие, плотное контролирование или отталкивание своих детей сильно связаны с риском развития такого поведения (Rothbaum & Weisz, 1994).
Влияние семьи также проявляется в более высоком уровне насилия в тех культурах и семьях, где отец играет минимальную роль (Triandis, 1994). Большое количество исследований доказывает, что дети из семей с распавшимися супружескими отношениями устойчиво демонстрируют существенно пониженный уровень субъективного благополучия (т. е. менее счастливы) и повышенный уровень расстройств экстернали-зации и антисоциального поведения по сравнению с детьми из сохранных и хорошо функционирующих семей с двумя биологическими родителями (Amato & Keith, 1991; Hetherington & Stanley-Hagan, 1999; Najman et al., 1997). Вероятно, развод оказывает сильнейшее воздействие на агрессивное и антисоциальное поведение детей (Неthеriпgtоп & Stanley-Hagan, 1999). Но, по всей видимости, риск зарождения детской агрессии и антисоциального поведения в распадающихся семьях в основном опосредуется родительским конфликтом, а не фактом расторжения брака (Hetherington & Stanley-Hagan, 1999). Некоторые характеристики структуры семьи оказались связанными с повышенным риском агрессивности несовершеннолетних и других форм антиcoциaльнoгo поведения. К этим характеристикам относятся размер семьи, порядок рождения ребенка и родительский статус. Большой размер семьи (при наличии четырех и более детей) связан с предрасположенностью к появлению проблем с поведением и агрессии у детей и подростков (Raine, 1993; Reiss & Roth, 1993). При обзоре 32 работ, посвященных размеру семьи и антисоциальному поведению, обнаружилось, что в 31 из них сообщается о значимой положительной связи между этими двумя переменными (Ellis, 1988). Однако не все дети из больших семей вырастают агрессивными и асоциальными. Сам по себе большой размер семьи не предопределяет такой исход. Другие переменные могут взаимодействовать с ним и повышать риск. Эти модифицирующие переменные, по-видимому, включают гендер, социально-экономический статус семьи и порядок рождения ребенка. Размер семьи может быть фактором риска возникновения проблем с поведением лишь в семьях с низким социально-экономическим статусом (Raine, 1993), тогда как в семьях с высоким социально-экономическим статусом эта связь, по-видимому, не является статистически значимой. Наконец, риск появления агрессии и проблем с поведением выше всего у средних братьев в большой и бедной семье (Туgегt, 1991). У самых старших и самых младших братьев, как правило, не бывает подобного исхода (Reiss & Roth, 1993).
Родительский статус также связан с риском по явления проблем с поведением у потомства. Структура семьи, состоящей из матери-одиночки и детей, оказалась связанной с непочтением к авторитету/властям и агрессией у детей (Pearson, Ialongo, Hunter & Kellam, 1994). Эта связь может опосредоваться мужским полом детей, низким социально-экономическим статусом семьи и проживанием в условиях большого города. При наличии этих дополнительных факторов другие варианты семейной структуры с матерью-одиночкой (мать и бабушка, мать' и сожитель) не всегда предохраняют детей от возникновения проблем с поведением в дальнейшем (Pearson et al., 1994).
В исследованиях все чаще признается двунаправленность влияний в семейной социализации, связанной с агрессивным поведением ребенка (Lytton, 1990). Такие характеристики ребенка, как темперамент, импульсивное реагирование, неустойчивость внимания и негативизм, могут сильно влиять на родительское поведение. Вполне вероятно, что отрицательная родительская тактика может во многом являться реакцией на неуправляемое, оппозиционное и агрессивное поведение, проявляемое ребенком (Hinshaw & Anderson, 1996). Поведение детей может формировать приемы родительского воспитания, а действия родителей - формировать поведение ребенка. Вряд ли существует какая-то единственная внутрисемейная причина развития агрессивного поведения у ребенка; скорее здесь имеют место процессы реципрокной множественной детерминации на всем протяжении развития.
Агрессивные подростки нередко демонстрируют дефицит навыков установления и поддержания межличностных взаимоотношений. Скудность социальных навыков проявляется в их общении как со сверстниками, так и со взрослыми, кроме того, в любом возрасте у них наблюдается более высокий уровень отвержения со стороны сверстников (Kazdin, 1994). Связь между факторами окружения сверстников и агрессией охватывает два разных, но взаимосвязанных явления: раннее - отвержение агрессивного ребенка сверстниками и более позднее - присоединение к группе девиантных сверстников. В период обучения в младших классах агрессия по отношению к сверстникам тесно связана с социальным отвержением (Coie, Dodge & ^регатМ^ 1990) и остракизмом агрессивного ребенка (Scwartz, McFadyen Ке1с11шг1; Dodge, Pettit & Bates, 1998). Такого ребенка не любят и чураются сверстники, ему не дают возможности принимать участие в коллективных занятиях. В свою очередь, отвержение и остракизм, по-видимому, связаны с повышенным риском последующей агрессии и антисоциального поведения у агрессивного ребенка. В более позднем детстве и отрочестве/юности у агрессивных детей и подростков появляется тенденция ко все более редкому взаимодействию с популярными, преуспевающими и компетентными членами социальной группы; все чаще и чаще они проводят время с другими отверженными подростками, с которыми их объединяет сходство поведения, целей и ценностей. В этих девиантных группах мало возможностей для позитивного взаимодействия сверстников, которое, предположительно, играет важную роль в эвентуальном развитии когнитивных и социальных навыков. Группа девиантных подростков становится тренировочной площадкой для проявлений агрессии, антисоциального поведения (включая деинквентность и преступность), употребления алкоголя и наркотиков (Pepler & Slaby, 1994). Все это еще более увеличивает риск продолжения индивидом неадаптивного поведения в последующем.
Нелишне будет сделать несколько предостережений касательно понимания связи между «фактором сверстников и последующей агрессией. Во-первых, дифференциальная ассоциация ребенка с девиантными сверстниками - лишь один из многих корреляционных факторов в этиологии агрессии и, проблем с поведением. Во-вторых, «фактор сверстников может взаимодействовать с семейными факторами и тем самым повышать риск агрессивных/антисоциальных исходов развития. Риск таких исходов особенно высок у детей и подростков, имеющих плохие взаимоотношения в семье и связанных с группой девиантных сверстников. Влияние девиантных сверстников, по-видимому, слабо связано с антисоциальным поведением тех, кто имеет поддержку семьи (Henggeler, 1989; Raine, 1993). В-третьих, влияние антисоциальных сверстников может объяснить лишь легкие формы антисоциального поведения, такие как прогулы, злоупотребление алкоголем или наркотиками, воровство или нарушение правил, но не серьезные и повторяющиеся насильственные преступления (Raine, 1993). И в-четвертых, ассоциации с группой девиантных сверстников могут иметь большее значение при объяснении антисоциального поведения с началом в подростковом возрасте (которое чаще прекращается с достижением взрослости), чем антисоциальных проявлений с ранним началом (которые имеют повышенный риск продолжения в период взрослости) (Moffitt, 1993 а).
За последние 10 лет значительно выросло количество данных, говорящих о том, что многие дети и подростки подвергаются существенному риску насилия и различных форм агрессии рядом с домом, в школе и в общественных местах. Это прежде всего касается городских детей и подростков, и особенно тех, кто живет в неблагополучных районах. Для детей, живущих в такой среде, подверженность риску насилия часто является хронической на протяжении многих лет развития, и им приходится многократно сталкиваться с разнообразными проявлениями агрессии в отношении себя и других (Jenkins & Bell, 1997).
Последствия постоянных встреч с насилием в повседневной жизни для детей и подростков очевидны. У городских детей, столкнувшихся с насилием в той или иной форме, чаще отмечаются случаи психопатологии, дистресса, страхов и низких учебных достижений (Jenkins & ВеП, 1997; Schwab-Stone et al., 1995). Одно из последствий -связь между опытом насилия (в качестве свидетеля или жертвы) и большей готовностью к применению физической агрессии. По данным опроса 2600 городских учащихся 6, 8 и 10-х классов, подверженность насилию - весьма распространенное явление (Schwab-Stone et al., 1999). Из числа опрошенных подростков 36% сообщили о том, что за свою жизнь подверглись по меньшей мере одному акту насилия, а 48 63% были свидетелями насилия. В этом исследовании была выявлена высокая корреляция (0,75) между подверженностью насилию, с одной стороны, и антисоциальным поведением и готовностью прибегнуть к ,агрессии - с другой; иными словами, признавшиеся в агрессивных действиях сообщали и о более частых столкновениях с насилием. По данным другого исследования подверженность насилию оказалась связанной с применением физической агрессии, сниженным осознанием риска, слабыми личными надеждами на будущее, выраженным антисоциальным поведением, употреблением запрещенных наркотиков, дисфорическим настроением и низкими учебными достижениями (Schwab-Stone et al., 1995). Последствия хронической подверженности насилию, по-видимому, опосредуются несколькими факторами: возраст, в котором ребенок сталкивается с насилием, состав семьи, и место жительства (Singer, Anglin, Song & Lunghofer, 1995; Jenkins & ВеП, 1997; Schwab-Stone et al., 1999).
Необходимо еще раз подчеркнуть, что факторы риска редко существуют в изоляции один от другого; обычно они множественны и сложным образом взаимодействуют между собой на всем протяжении развития ребенка.
Риск-факторы не появляются в жизни ребенка изолированно один от другого, часто оказываясь множественными и хроническими. Так как большинство психосоциальных риск-факторов являются неспецифическими и оказывают влияние на риск агрессивного поведения косвенно, то конкретный тип риск-фактора, по-видимому, менее важен для развития такого поведения, чем их общее число. Например, у детей и подростков, подвергающихся совокупному действию психосоциальных стрессоров (числом более пяти), риск развития склонности к насилию значительно выше, чем у детей и подростков, на которых действуют только два фактора риска (Henenkohl et al., 2000). Но даже в ситуациях совокупного риска у части детей и подростков не развивается агрессия и родственные ей формы поведения. Иными словами, не каждого из тех, кто находится в ситуации риска, ждет неблагоприятный исход.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ И ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ЕГО ВОЗНИКНОВЕНИЕ» з дисципліни «Актуальні проблеми клінічної та прикладної психології»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Аудит місцевих податків. Аудит податку з реклами
Аудит документального оформлення господарських операцій
Аудит звітності з податку на прибуток
ЗАОЩАДЖЕННЯ ТА ІНВЕСТИЦІЇ В МЕХАНІЗМІ ГРОШОВОГО РИНКУ
Кредитний договір — основа кредитних взаємовідносин


Категорія: Актуальні проблеми клінічної та прикладної психології | Додав: koljan (29.01.2012)
Переглядів: 1175 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП