Методика «Нарисуй время» позволяет в символической (знаковой форме) представить актуальную для испытуемых идею времени, а также их отношение со време- 89 нем89. Неопределенность стимуляции, отсутствие ограничений в выборе ответов, отсутствие оценки ответов - все эти особенности, характерные для проективных методик, позволяют выявлять осознаваемое и неосознаваемое в символическом содержании сознания респондента. Как известно, главной чертой символа является способность использовать некоторый «предмет» или предметный образ, который выходит за пределы своего непо- 90 средственного содержания, являясь еще чем-то другим, что не есть он сам . В структуре символа наличествуют два главных компонента: символизирующее и символизируемое. В качестве первого выступает предметный образ, в качестве второго - глубинный смысл. Две эти составляющие - как два полюса, которые, по словам С.С. Аверин-цева, немыслимы один без другого, оставаясь различными между собой. А. Ф. Лосев выразил эту особенность символа определением: «единораздельная цельность»91. Переходя в символ, предметный образ становится прозрачным для смысла, «будучи дан как смысловая глубина», скорее «не дан, а задан». Смысл объективно осуществляет себя в образе не как некая готовая наличность, а скорее как «динамическая тенденция», увлекающая в бесконечность смысловой перспективы. Между структурными полюсами символа содержится некое пространство, также обладающее собственной структурой. Составляющие этого пространства можно опи- 92 сать, используя модель образа сознания, которая была предложена Ф.Е. Василюком92. Модель выступает в виде психосемиотического тетраэдра, углы которого составляют предметный образ, как представитель внешнего мира; значение, кристаллизирующее в себе общечеловеческий культурно-исторический опыт; слово, как универсальный знак, представляющий мир языка, и личностный смысл, посредством которого выявляет себя внутренний мир человека. Объем же тетраэдра наполнен чувственной тканью - телесностью, поскольку любой образ, даже связанный с самой абстрактной идеей, всегда воплощен в чувственном материале. Предметное содержание символического образа - это сама жизненная наглядность, живая конкретика изображения, в которую символ «встраивается», но не совпадает с ней целиком и полностью. Не сама по себе точно воссозданная объективная реальность, а реальность, прочувствованная, принявшая в себя субъективный опыт переживаний, составляет предметно-образную основу символа. Слово, является второй структурной составляющей образа сознания. По мнению Ж. Лакана: «Бессознательное структурировано, как язык». Чтобы обнаружить себя, смысл проявляется в активной, творящей потенции: он не столько выступает в образах, знаках, значениях, сколько совершается с их помощью. Интерпретация рисунков в нашем исследовании проводилась на основании критериев: физические характеристики рисунка и его предметное содержание. 88 Толстых Н.Н. Использование метода мотивационной индукции для изучения мотивации и временной перспективы. Психологическая диагностика 2005, №3, С. 77 - 95. 89 Практикум по инженерной психологии и эргономике: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /С.К. Сергиенко, В.А. Бодров, Ю.Э. Писаренко и др.; Под ред. Ю.К. Стрелкова. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. С. 273 - 285. 90 Снегирева Т.В. Смысл и символ в проективном рисунке //Вопросы психологии. №6. - М.: Школа- Пресс, 1995. С. 20-32. 91 Снегирева Т.В. Смысл и символ в проективном рисунке //Вопросы психологии. №6. - М.: Школа- Пресс, 1995. С. 20-32. 92 Василюк Ф.Е. Психология переживания (анализ переживания критических ситуаций). - М.: 1984. Физические характеристики позволяют выявить психологическое значение метрических и топологических особенностей графического пространства рисунка, а предметное содержание рисунка - знаково-смысловое пространство (топологию) событийности времени жизни респондента.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Методика «Нарисуй время»» з дисципліни «Актуальні проблеми клінічної та прикладної психології»